Новости сайта
...
Опубликовать
English for Travel

Английский для путешествий


Найти экскурсию

Амстердам

Амстердам (столица Нидерландов) расположен большей частью ниже уровня моря, у слияния рек Амстел и Эй. Его название означает «плотина на реке Амстел». Город находится в провинции Северная Голландия. История Амстердама берет начало в XIII веке, когда на заболоченной уже в те времена территории начали строить первые хозяйства на искусственно насыпанных пригорках. Сегодня столицу Голландии пересекает 160 каналов. Город является важным финансово-торговым центром (здесь расположены биржи, страховые общества, банки; в порт заходят океанские суда). Кроме того, Амстердам можно назвать центром науки (два университета, Королевский тропический институт) и культуры (около 42 музеев). Это самый крупный город Голландии, в котором проживает около 750 тысяч человек, не считая 4 миллионов туристов, ежегодно посещающих Амстердам.

Глядя на современный Амстердам, трудно поверить, что еще в начале XIII века здесь была лишь скромная рыбацкая деревушка, расположенная среди болот в устье реки Амстел. На протяжении последующих столетий многие поколения жителей трудились, не покладая рук: они насыпали валы, строили плотины, рыли каналы — ив результате понемногу осушали болота и отнимали у моря новые клочки земли. Благоприятное расположение на перекрестке торговых путей привело к тому, что уже в XV веке город сделался одним из важнейших купеческих центров Северной Европы, а в XVII веке стал центром экономической империи Нидерландов.
Этот период зовут «Золотым веком» Амстердама. Старый центр города был тогда опоясан новой сетью каналов — Грахтенгордель. Богатые купцы строили на их берегах представительные дома, многие из которых сохранились и по сей день, как, например, в Золотом уголке. В город прибывали знаменитые художники—такие мастера, как Рембрандт или Ян Вермеер. Их полотна мы можем увидеть в Рейксмузеум, где хранятся шедевры голландского искусства.
В XVIII веке наступил период стагнации, но под конец следующего столетия город вновь ожил. Это произошло благодаря промышленной революции и строительству Северного канала, через который суда дальнего плавания могли заходить в порт Амстердама. Визитной карточкой того времени стало здание Центрального вокзала, построенного в 1889 году специально для паровозов, бывших в те времена технической новинкой. Уже в XIX веке городские власти, заботясь о здоровье жителей, впервые стали пропагандировать езду на велосипедах. Теперь двухколесными друзьями пользуется около полумиллиона жителей.
Без сомнения, большая часть старинного города сохранилась до сих пор. Его неповторимую атмосферу создает не только сеть каналов (общей протяженностью около 75 км) с тысячами мостов, не только прекрасные памятники и десятки музеев, но и особый дух свободы. Он навеян осевшими в городе многочисленными эмигрантами из Индонезии, Африки, с Карибских островов, а также толерантностью по отношению к сексуальным меньшинствам, свободным доступом к так называемым мягким наркотикам, легализацией проституции, абортов, эвтаназии... Так или иначе, Амстердам ни в коем случае не оставит вас равнодушными. Конечно, порой он может шокировать... но чаще всего очаровывает.
Ниуве-Зёйде. Шумное сердце города
Мы начинаем осмотр Амстердама с его средневековой части, которая называется Новая сторона (Ниуве-Зейде). Ее центральная точка — это площадь Дам, уже с середины XVII века считавшаяся сердцем столицы. В те времена сюда съезжались зажиточные купцы — для торговли скотом, пшеницей и другими товарами. Здесь же совершались казни, а в деревянной Старой ратуше, сгоревшей в 1651 году, заседали городские власти. Возможно, сегодня Дам поражает чересчур обширной застройкой, но, как и столетия назад, здесь процветают уличная торговля и общественная жизнь.
Главные достопримечательности площади, создающие ее особую атмосферу, — это Королевский дворец, Новая церковь, а также Национальный монумент, вокруг которого тысячи горожан обычно встречают Новый год.
Громада Королевского дворца в классицистическом стиле расположена на западной стороне площади. Здание первоначально должно было служить ратушей.
Оно было построено в 1648— 1655 годах по проекту архитектора Якоба ван Кемпена. Перед началом строительства потребовалось осушить подготовленный участок земли и вбить в него свыше 13 ООО мраморных свай.
На столь солидном фундаменте была построена самая большая ратуша в Европе той эпохи. По мнению многих, она заслуживала звания «восьмого чуда света». И хотя сегодня у большинства голландцев это здание уже не вызывает такого восторга, его вид никого не может оставить равнодушным. О величественных размерах дворца свидетельствует хотя бы Бюргерский зал высотой 30 метров, расположенный во всю длину здания. Большая часть интерьера относится к 1808 году, когда Луи Бонапарт, брат Наполеона, бывший в то время правителем Голландии, устроил здесь свою резиденцию. Тогда же здание было возведено в ранг Королевского дворца. Внимания заслуживает украшающий постройку карниз с изображением морских фигур. Над крышей дворца сверкает на солнце позолоченный кораблик-флюгер, указывающий направление ветра. С задней стороны дворца на крыше стоит скульптура Атланта с огромным земным шаром на плечах. Город уступил ратушу короне лишь в 1935 году, однако королева Беатрикс появляется здесь только во время официальных визитов, а большую часть времени проводит в главной резиденции в Гааге.
Более известное здание на площади Дам — расположенная по соседству с дворцом позднего-тическая Новая церковь. Ее постройка в конце XIV века была вызвана быстрым ростом города. Старая церковь была уже не в состоянии вместить всех верующих. Новая церковь в ходе своей многовековой истории несколько раз подвергалась пожарам и каждый раз отстраивалась заново. Свой нынешний вид она приобрела после очередной перестройки в XVI веке, когда бы ла достроена часовня, а интерьер украсили фресками и статуями святых. Однако в 1578 году, когда храм перешел к голландской Реформаторской церкви, статуи и картины сняли. В суровом духе церковь была реконструирована и после очередного пожара в 1645 году. Главная достопримечательность внутри храма, немного нарушающая его холодный вид, — мастерски вырезанный из красного дерева алтарь 1664 года. Автор этого шедевра, Альберт Винкенбрик, трудился над ним целых 15 лет. Начиная с 1814 года в Новой церкви проходили коронации голландских монархов (последний раз в 1980 году—королевы Беатрикс), здесь же большинство из них вступало в брак (в 2001 году наследник трона Вильгельм-Александр обвенчался с аргентинкой Максимой Зоррегетой).
Третий характерный элемент площади Дам — это Национальный монумент. 22-метровая скульптура напоминает о жертвах Второй мировой войны, об освобождении и мире. Белый обелиск был открыт 4 мая 1956 года, в 16-ю годовщину нападения фашистов.
Ауде-Зёйде. Зона толерантности
Ауде-3ейде, или Старая сторона, ограничивается восточной частью старинного центра Амстердама. Это место лучше других воплощает повсеместно прославленную толерантность города. Здесь мирно соседствуют разные религии, великолепные и противоречивые музеи и публичные дома.
Северо-западную границу Старой стороны обозначает старей шее каменное здание города. Это готический храм Ауде-Керк (Старая церковь), который приобрел свой нынешний вид в результа те перестройки в XIII—XIV веках Однако начало его истории относится к XII веку, когда на этом месте была поставлена вначале деревянная, а затем каменная часовня во имя Св. Николая. К сожалению, в результате кальвинистской Реформации в 1578 году картины и скульптуры, украшавшие храм, были уничтожены или украдены. Сохранился в целости лишь старинный золотой свод, который с 1755 по 1955 годы был покрыт голубой краской, а также сталле (почетные места для сидения) в главном алтаре и витражи. Самые красивые из них мы увидим в Часовне Богородицы 1552 года — например, витраж «Успение Пресвятой Богородицы».
В Старой церкви находится 2,5 тысячи надгробных плит голландских знаменитостей, например, Саскии, первой жены Рембрандта. Внимание привлекают также украшения из дуба для большого органа, состоящего из 8 мехов и 54 позолоченных труб. Инструмент установили протестанты в 1724 году.
У окрестностей Старой церкви есть и другое, совершенно противоположное обличье. Начиная с XII века, когда Амстердам сделался портовым городом, в окрестных притонах и публичных домах собирались жадные до развлечений моряки и богатые купцы. Россе Буурт, или Квартал Красных фонарей, находится в треугольнике между Зе-едийк, Вармоэстраат и улицами к востоку от площади Дам. В лабиринте закоулков мы минуем многочисленные секс-шопы, ко-фе-шопы, где можно курить марихуану, ночные клубы и, конечно же, витрины с выставленными в них полуодетыми девицами. Днем здесь вполне безопасно, царит сонная атмосфера—квартал оживает по ночам, сверкая разноцветными, хотя в основном красными, неоновыми огнями.
Следующая, не менее популярная достопримечательность Ау-де-Зейде весьма необычна и часто вызывает противоречивые чувства. Это Музей гашиша, марихуаны и конопли. Коллекцию составляют различные экспонаты, происходящие из азиатских стран, в том числе из тех, что существовали до 8 тысяч лет назад. В те времена эти растения употреблялись в лечебных целях и для производства тканей. Первые известия об употреблении марихуаны в Голландии в качестве болеутоляющего относятся к 1554 году. В музее можно увидеть скульптуры, гравюры, картины на тему наркотиков, а также приспособления, при помощи которых их употребляют. В одной из витрин даже воссоздано небольшое поле индийской конопли. Этот единственный в своем роде посев подобного типа в Европе разрешен властями и посещается ежегодно сотнями тысяч людей.
В ДОМЕ РЕМБРАНДТА
Для смены атмосферы перейдем на Йоденбреестрат. Там, в каменном доме под номером 4, мы увидим место, где долгое время жил и творил Рембрандт, один из величайших европейских художников. Эту великолепную резиденцию он купил в 1639 году, будучи на вершине славы, однако, растратив имущество, вынужден был покинуть ее 21 год спустя. В созданном здесь ныне Музее Рембрандта можно увидеть комнаты художника и его мастерскую, где появились на свет многие его шедевры, такие как «Ночной дозор». Музейная коллекция охватывает автопортреты художника, его наброски, пейзажи, религиозные композиции, а также эскизы портретов его жены Саскии. Она умерла в этом доме в 1642 году, и ее смерть повергла Рембрандта в глубокую депрессию.
Гуляя по улочкам Старого города, трудно не заметить по меньшей мере два характерных памятника — бывшую церковь Зюидекерк и массивное здание Вааг (Дом Весов).
Зюидекерк, или Южная церковь, недалеко от станции метро Ньиеувмаркт, была первым кальвинистским храмом в городе. Ее построили в 1603—1611 годах. Стрельчатая башня церкви возвышается над окружающими ее строениями. Она увенчана куполом со свинцовым шпилем, украшена угловыми колоннами и красным щитом часов. С вершины башни можно созерцать великолепную панораму Амстердама. Начиная с 1929 года в церкви не совершаются богослужения. Сейчас здесь расположен городской информационный центр.
А на Новом рынке мы найдем здание Вааг с его башнями и бастионами. Это самое старое в городе оборонное сооружение, построенное в 1488 году. Изначально оно выполняло роль городских ворот. Здесь же совершались публичные экзекуции. В 1617 году в нижней части здания были установлены городские весы, на которых взвешивали привозимые в город продукты, чтобы брать за них налог. Спустя несколько лет верхний этаж отдали хирургам. Помимо прочего, медики занимались там вскрытием мертвых тел с целью их изучения. Именно члены этого цеха заказали Рембрандту его знаменитую картину «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), которая хранится в Королевской художественной галерее.
Иордан и Западные острова. В сельском Духе
У крашенные цветами дома, тихие улочки, пересеченные нитями каналов, колоритные магазинчики и рынки, потайные дворики — вот образ Йордана, одного из самых красивых уголков Амстердама. История квартала, расположенного к западу от канала Сингел, уходит корнями в XVI—XVII века. В те времена в быстро растущий и развивающийся Амстердам толпами стекались в поисках легкого заработка ремесленники, а также спасавшиеся от преследований французские гугеноты. Все они оседали на этой земле. Еще в 60— 70-е года XX века, когда квартал заселяли главным образом рабочие и эмигранты, старинные дома пришли в упадок, а кругом царила атмосфера трущоб. И лишь после фундаментального обновления, в последние десятилетия Йордан сделался местом обитания интеллектуальной элиты и артистической богемы.
Атмосферу этого квартала мы сполна оценим, если полюбуемся им с вершины башни протестантской Западной церкви (Вестер-керк) XVII века, находящейся на Вестермаркт. Башня насчитывает 85 метров в высоту и является самым высоким строением подобного рода в Амстердаме. Церковь знаменита еще и тем, что в ней похоронен Рембрандт (1669), хотя и неизвестно, в какой именно части храма он покоится. В 1966 году в Вестеркерк произошло другое важное событие — венчание королевы Беатрикс с аристократом Клаусом фон Амсбергом. Особое сельское очарование кварталу придают хофье — ансамбли домов с тихими внутренними двориками. Богатые горожане начали строить их уже в XIV веке, думая о бедных и старых людях, своего рода отбросах общества, а также о тех, кого преследовали за веру.
Один из наиболее красивых ансамблей — Картхуизерхофье, основанный в 1667 году для одиноких женщин, немного старше него Клаес Хофье с тремя внутренними двориками, а также основанный в 1614 году Синт Анд-рисхофье с прекрасными садами и красивыми изразцами, украшающими стены ведущего во двор коридора.
Вокруг Плантаге. Немного экзотики
Территория под названием Плантаге, вместе с окрестностями ограничена каналами юго-во-сточной части Амстердама. Уже в XVII веке горожане приезжали сюда, чтобы подышать свежим воздухом.
Чтобы постепенно войти в царящую здесь расслабленную атмосферу, стоит заглянуть в Ботанический сад. Основанный в 1682 году, он принадлежит к старейшим ботаническим садам мира. Вначале здесь выращивали лечебные травы. Сегодня сад занимает территорию площадью в 1,2 га, на которой произрастает около 6 тысяч растений со всего мира, в том числе виды, находящиеся под угрозой исчезновения.
Мы найдем здесь основанную в 1912 году пальмовую оранжерею, где растет 300-летняя саговая пальма, пустынный павильон, коллекцию орхидей, павильон насекомых и оранжерею Трех климатов.
Направляясь на юго-восток, мы дойдем до зоопарка Артис Зоо, открытого в 1838 году. Это старейший зоопарк в Голландии. На площади 10 га здесь проживает более 5 тысяч различных видов животных — в том числе белые медведи, пингвины, волки, гиппопотамы, жирафы, львы. Одна из главных достопримечательностей зоопарка, популярная и у детей, и у взрослых,—это действующий с 1882 года Аквариум. В водоемах, содержащих в целом около миллиона литров воды, можно наблюдать за жизнью нескольких сотен видов водных обитателей, в том числе тропических рыб коралловых рифов. Настоящая отрада ждет здесь и любителей небесных сфер. В действующем на территории зоопарка планетарии каждый час проходит показ движения небесных тел. Будучи в зоопарке, стоит также заглянуть в Геологический музей, где можно проследить за этапами развития жизни на Земле. Экскурсию по Плантаге мы закончим, осмотрев близлежащий Музей судоходства. Он размещен в бывших военно-морских складах XVII века. В музее собрано огромное количество макетов кораблей, навигационных приборов, географических карт, в том числе 1648 года, а также самая большая в мире коллекция судов, например, барка XVIII века или королевское судно 1818 года, принадлежавшее Вильгельму I.
На запад и на юг от Сингела. Через два моста
Созданный в XV веке канал Сингел обозначает границы Старого города с запада и с юга. Сразу за ним открывается Грахтенгордель (Пояс каналов). Его начали строить в XVII веке, чтобы увеличить площадь быстро растущего города. Главные каналы этого пояса: Херенграхт («Господень канал»), Кейзерграхт («Императорский канал») и Принсенграхт («Княжеский канал»). Вдоль них стоят богато украшенные каменные здания XVII—XVIII веков, построенные зажиточными купцами, политиками, владельцами судов и судоверфей.
Примером архитектуры Золотого века служат прекрасные дома в Золотом Уголке между Лидсестраат и Вийзельстаат на Херенграхт. Многие из них занимают сразу два участка — часть дома, выходившая на Херенграхт, была представительской, а выходившая на Кейзерграхт предназначалась для слуг и простого люда. К самым величественным из стоящих здесь домов наверняка можно отнести дом под номером 412, построенный в 1664 году, резиденцию в стиле Людовика XV под номером 475 или же Дом Под Орлом 1669 года постройки с изображением птицы на фасаде. Настоящая находка ожидает любителей кошек — в доме под номером 497 находится Музей котов. Здесь мы встретим стилизованных четвероногих жителей, а также различные экспонаты на эту тему, некоторые относятся даже к XVIII веку. Неподалеку от Золотого Уголка привлекают внимание две стрельчатые башни Де Крийтберг. Внутри помимо интересных витражей и росписи стен, находится прекрасный деревянный алтарь, на котором изображено сошествие Святого Духа.
Немного дальше к северу по Хе-ренграхт расположен Музей Библии. В нем собраны находки из Египта и с Ближнего Востока, касающиеся Ветхого Завета, копии свитков Мертвого моря, а также первая изданная в 1477 году в Нидерландах Библия.
Осматривая центральную часть Грахтенгордель, стоит заглянуть на площадь Лейдсеплейн, где кипит жизнь. По дороге, на Лейдсестраат, мы минуем эксклюзивный торговый дом «Metz & Со», построенный в 1891 году. Имея 26 метров в высоту, он в те времена считался самым высоким зданием в Амстердаме. Далее, на Принсенграхт, стоит огромный Дворец Правосудия, принадлежащий сегодня апелляционному суду. Для судебных нужд его перестроили в 1829 году в стиле ампир, а изначально с 1666 года он служил сиротским приютом.
ПЛОЩАДЬ РАЗВЛЕЧЕНИЙ 
Мы доберемся до Лейдсеплейн, миновав Принсенграхт и несколько рядов каменных зданий вдоль Лейдсетраат. Название площади произошло от названия городских ворот Лейдсепоорт, через которые шла дорога на Лейде. Площадь была устроена в XVII веке для купцов и деревенских жителей, чтобы они могли оставлять на ней свои обозы, а не ввозить их в центр города. Сегодня это место известно главным образом благодаря развлечениям, которые предлагают лучшие городские клубы и театры. На площади наше внимание привлекут также «Амери-кан-Отель» 1902 года с «Амери-кан-Кафе»—одной из лучших кофеен Амстердама, а также здание городского театра.
К ЗАПАДУ ОТ АМСТЕЛА
Территория города немного к северу от канала Бёренветеринг и между рекой Амстел — это часть сети Грахтенгордель, созданной во второй половине XVII века.
В квартале Амстелвелд царит атмосфера маленького провинциального городка. Если идти к нему со стороны Старого города, то надо миновать Монетную башню. Это всё, что осталось от средневековых городских ворот Регулиерспоорт, сгоревших в 1618 году. Зато с восточной стороны сюда ведут два переброшенных через реку Амстел моста, которые считаются самыми красивыми в Амстердаме. Один из них — построенный в 1884 году Блаубюрг (Синий мост). Его название происходит от более ранней конструкции, бывшей на этом месте и покрашенной в синий цвет. Нынешний каменный Блаубруг украшен барельефами с изображениями рыб и средневековых кораблей, а также гранитными фонарями.
Второй мост — разводной деревянный Магере-Брюг (Тощий мост), покрашенный в белый цвет. Он был построен в 1969 году как копия своего предшественника XVI века. Особенно красиво выглядит ночью, когда его разводят, чтобы пропустить проплывающие суда.
Следуя по отходящей от моста улице Керкстраат, мы дойдем до деревянной протестантской церкви Амстелкерк, построенной в 1668 году. Хотя в храме и совершаются богослужения, главным образом он исполняет роль культурного центра. Вблизи от церкви проходит канал Регулиерсграхт. Из-за семи мостов, соединяющих его берега на довольно коротком отрезке, его можно назвать одним из красивейших каналов Амстердама.
Следуя вдоль него на север, мы дойдем до Музея ван Лоона на Кейзерграхт. В двух каменных зданиях XVII века восстановлен стиль жизни прежних обитателей, семейства знатных купцов ван Лоон. Подобным образом устроен и музей Виллет-Холтхуи-зена на Херенграхт. Здесь мы можем осмотреть великолепный интерьер и коллекции, принадлежавшие семейству угольного магната Петера Холтхуизена, которое владело домом в середине XIX века.
Квартал музеев. В мире искусства
Амстердам относится к тем мировым столицам, которые могут гордиться огромным количеством музеев, хранящих великолепные произведения искусства. Из более чем сорока музеев Амстердама самые крупные и значительные находятся на Музеум-плейн, то есть в Квартале Музеев. Этот район считается одним из наиболее дорогих в городе и находится за Сингелграхт, к югу от Старого города. Уже в XIX веке Музеумплейн служил местом выставок. Его центральную часть занимает довольно большой, пересекаемый аллеями сквер с овальным прудом, который зимой служит катком. Вокруг этого зеленого уголка расположены три главных музейных центра Голландии: Рейксмузеум (Государственный музей), Музей Ван Гога и Городской музей.
Построенный в неоготическо-неоренессансном стиле Рейксмузеум располагается в величественном кирпичном здании, которое он занимает с 1885 года. Коллекция музея охватывает богатейшее собрание произведений голландского искусства, со Средневековья по XIX век.
Ранняя живопись XV—XVI веков представлена фламандскими примитивистами. К известнейшим полотнам этого периода относятся «Мария Магдалина» Яна ван Скорела, триптих «Танец вокруг золотого тельца» Лукаса ван Лейдена.
Живопись Золотого века, пришедшегося на XVII столетие, когда помимо изображения библейских сцен начинает появляться также реалистическая тематика—портреты, сцены сбора урожая, натюрморты, — полнее всего представлена гениальными полотнами Рембрандта, в том числе знаменитым «Ночным дозором», «Автопортретом в виде апостола Павла» или «Еврейской невестой». В не меньшей степени заслуживают внимания относящиеся к тому же времени работы Яна Вермеера Делфт-ского (например, «Служанка, наливающая молоко»), Яна Стена («Утренний туалет») или учеников Рембрандта.
Голландская живопись XVIII века более всего известна благодаря полотнам Яна ван Хейсума и Адриана ван дер Верфа. А среди работ XIX века, гаагской школы и импрессионистов, любимой темой которых были пейзажи, стоит обратить внимание на «Утреннюю прогулку по пляжу» Антона Мауве.
Другой, не менее популярный музей — Музей Ван Гога на северной стороне Музеумплейн. В нем собрана самая большая в мире коллекция полотен Винсента Ван Гога (1853—1890), художника, которому при жизни удалось продать всего две картины, тогда как сегодня их стоимость на аукционах исчисляется миллионами евро. В коллекцию входит более 200 полотен и 500 рисунков и эскизов художника, а также около 800 писем Ван Гога к брату Тео. Среди собранных здесь произведений художника мы можем увидеть первую подписанную им картину «Едоки картофеля» (1885), один из вариантов знаменитых «Подсолнухов», написанных в солнечном Провансе в 1888 году, или столь же знаменитую «Спальню художника в Арле» (1888). Здесь же находятся портреты и великолепные пейзажи кисти Ван Гога, например, одна из его последних работ «Пшеничное поле с воронами» (1890) —полная тревоги картина со зловещим грозовым небом. Спустя два месяца после завершения этой работы Винсент ван Гог покончил с собой, выстрелив себе в грудь на пшеничном поле.
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО 
Третья жемчужина Музеумплейн — это Городской музей, представляющий современное европейское искусство. Его главное здание было построено в конце XIX века в стиле неоренессанса. Коллекция музея состоит из различных видов современной художественной экспрессии — это скульптуры, плакаты (около 17 тысяч работ), фотографии, видеофильмы, живопись, инсталляции, вышивка. Среди главных работ — абстрактные композиции Пита Мондриана, а также работы Геррита Ритвелда (например, «Красно-синее кресло»), принадлежащие голландской группе авангардистов «Де стийл» («Стиль»), действовавшей в начале XX века.
Выйдя из музея, мы обратим внимание на стоящее неподалеку монументальное здание Кон-цертгебау — Концертного зала. Оно было построено в 1881 году по проекту архитектора А. Л. ван Гендта. Здание украшено фасадом в классицистическом стиле, с фронтоном, опирающимся на колонны. Большой концертный зал обладает одними из лучших в мире акустическими свойствами. В здании также проходят выставки, конференции и спортивные соревнования.
Недалеко от столицы. Край мельниц и тюльпанов
Будучи в Амстердаме, стоит выбраться на короткую прогулку за город. Среди множества интересных мест наверняка заслуживает внимания Зансе Сханс в городке Зандам.
Зансе Сханс — это реконструированное в 1960 году поселение XVII—XVIII веков, в котором течет обычная повседневная жизнь. Мы увидим здесь магазины и склады того времени, каменные дома купцов и разноцветные деревянные домики рыбаков. Здесь стоят также традиционные голландские ветряные мельницы, пережившие уже не одно столетие. Некоторые из них работают по сей день, перемалывая зерно или вырабатывая электричество.
Среди созданных здесь музеев особенно интересны те, что показывают работу в старинных ремесленных мастерских, например, в пекарне. Летом дополнительным развлечением служит экскурсия на кораблике вокруг плотины, на которой было основано поселение.
Проехав около 30 км на юг, мы попадем в сказочную землю цветочных полей—Блёмболленстре-ек. Он тянется от Хаарлема почти до Лейде. Здесь в промышленных количествах высаживают луковичные, такие как тюльпаны, крокусы и лилии. Неописуемый, красочный спектакль всех цветов радуги начинается уже в январе, чтобы в мае достичь своего апогея, образовав настоящие цветочные ковры.
В близлежащем городке Ал-смеер можно увидеть, как функционирует самая крупная в мире цветочная биржа. Ежегодно здесь продается около 3,5 миллиардов срезанных цветов и 400 миллионов цветов в горшках.
Однако самое интересное ожидает цветоводов-любителей в Кекенхоф, в предместье Лиссе. Расположенный там цветочный сад относится к самым большим и прекрасным на свете. Основанный в 1840 году Кекенхоф занимает территорию около 30 гектар. Его название означает «Кухонный парк» и восходит к эпохе Средневековья, когда эта территория использовалась в качестве огорода для принцессы Якобы ван Бейрен (1401—1436). Парк производит необыкновенное впечатление весной, когда расцветает около семи миллионов цветов, в том числе тюльпаны, гиацинты, нарциссы, а также японская вишня, рододендроны и азалии. Кекенхоф был спроектирован в стиле английского пейзажного сада, его украшают скульптуры, фонтаны, журчащие ручейки и ветряная мельница XIX века.
В завершение визита в цветочный край стоит посетить Музей Черного тюльпана в Лиссе. Здесь мы узнаем, каким образом тюльпаны, привезенные в XVII веке из Турции, стали одним из символов Голландии.
Город свободных людей
Терпимость к обычаям других—пожалуй, главная черта большинства жителей Амстердама. Лозунг «Живи сам и дай жить другим» как нельзя более точно подходит к этой европейской метрополии—небольшой по площади, но зато сильной духом и толерантной к образу жизни своих граждан. А также гостеприимной по отношению к толпам гостей со всего света...
Легальный Кайф
Начало истории кофе-шопов - официально называемых кофейными барами или кофейнями-куритель-ницами - относится к 70-м годам XX века. В те времена голландские власти, хотя и не легализовали так называемые легкие наркотики (к которым относятся марихуана и гашиш), но сделали возможным их употребление. Целью подобной либеральной политики правительства было ограничить торговлю и употребление сильных наркотиков, таких как кокаин, героин или ЛСД. Теперь по закону можно купить за один раз пять грамм продукта из индийской конопли. Однако как покупка, так и употребление могут совершаться лишь в специально предназначенных для этого местах, а именно в кофе-шопах. В сумме в Амстердаме действует около 150 таких заведений, обозначенных специальной наклейкой с личным номером. В барах продаются и оригинальные деликатесы, например, пирожки с гашишем.
Дома на воде
В Амстердаме можно жить на суше или... на воде. Считается, что у городских каналов пришвартовано около 2,5 тысяч разного рода легальных жилых судов и, кроме того, несколько сотен незарегистрированных «кораблей-призраков». Идея жизни на воде возникла не из каприза, а от необходимости. Первыми жильцами кораблей стали люди, лишившиеся домов в результате Второй мировой войны. Затем в 1960-1970-х годах суда стали идеальным местом обитания общин хиппи. Сегодня их покупают многодетные семьи, бизнесмены и пенсионеры. Растущее число домов на воде и загруженность каналов вынудила городские власти выпустить в 1994 году предписание относительно подобного вида жительства. Сегодня получить разрешение на «водную жизнь» довольно сложно. Самые крупные общины водных домов собраны на Амстеле, Сингеле, Принсен-грахт, Грахтенгорделе, в доках на Западных островах и в центре города. Экспозиция музея Жилого корабля (Воонбоот) на Принсенграхт, 296, повествует о том, как обыкновенная яхта превращается в теплый дом со всеми удобствами и коммуникациями.
Вкус свежего картофеля-фри
К наиболее популярным голландским закускам относится в Амстердаме картофель-фри, который здесь зовется frites или patatjes. Палатки со свежей картошкой имеются почти на каждой улице. Однако это не тот картофель-фри, который известен нам по ресторанам «Макдональдс» или подобным местам. Здесь это блюдо готовят не из замороженного картофеля, а из свеженарезанного. И это колоссальная разница! Возможно, поэтому голландцы предпочитают есть его почти круглые сутки. Нетипичен также подаваемый к картофелю соус, вместо кетчупа ломтики обмакивают чаще всего в майонез или пикантный индонезийский крем с орехами.
Незаменимый двухколесный друг
В 80-х годах XIX века власти Амстердама, заботясь о здоровье граждан, привлекли их к занятиям велосипедным спортом. Сегодня уже никого не надо убеждать в полезности этого вида транспорта. По некоторым данным, в городе с 750 тыс. жителей около полумиллиона велосипедов. Благодаря им можно быстро добраться до любого конца Амстердама, даже в часы пробок. Отличительная черта местных велосипедов -их внешняя непривлекательность и отнюдь не лучшее техническое состояние. Это проистекает не из плохо развитого чувства прекрасного и не из нелюбви голландцев к дорогим маркам, а из прозорливости. Некрасивый велосипед меньше привлечет грабителя - ежегодно во всей Голландии крадут около миллиона велосипедов, больше всего - в Амстердаме. Местные велосипедисты, как и во всей Голландии, благодаря специальным дорожкам не испытывают проблем с ездой по всему городу. В Амстердаме действует несколько десятков пунктов проката велосипедов, многие из них работают круглые сутки. Дешевле получится взять велосипед на целые сутки (около 8 евро), чем на несколько часов. Большую помощь окажут также маленькие карты города со специально обозначенными туристическими маршрутами.