Новости сайта
...
Опубликовать
English for Travel

Английский для путешествий


Найти экскурсию

Сицилия

Италия (Итальянская Республика) со столицей в Риме поделена на 16 административных регионов и 4 автономных. Сицилия вместе с Липарскими и Пелагийскими островами, Эгадами и островом Пантеллерия с 1946 г. образует один из автономных регионов площадью 25,7 тыс. км2. Это дает ей статус самого большого острова в Средиземном море. От Аппенинского полуострова Сицилию отделяет узкий Мессинский пролив. Регион Сицилия поделен на девять провинций: Палермо, Катания, Мессина, Сиракуза, Тра-пани, Рагуза, Кальтаниссетта, Агридженто и Энна, в которых проживает 5,1 млн человек (почти 9% населения всей страны). Самая высокая точка на острове — знаменитый вулкан Этна (3323 м). В Сицилии господствует средиземноморский климат.
Cицилия — это остров тайн. Ответы на многие вопросы теряются в сумраке истории, сложной, неоднозначной и бурной, повествующей о жадном и жестоком правлении различных завоевателей. Несмотря на то, что Сицилия является частью Италии, это отдельный мир, своеобразный анклав, образовавшийся в результате многовековой удаленности от Европы. Название острова происходит от сикулов (siculi), древнего народа, одним из первых, как полагают, 33 века назад прибывшего сюда с Аппенинского полуострова. В те времена остров заселяли и другие народы — элимы, происходящие из восточной части Средиземноморского бассейна, которые расселились в окрестностях Эриче и Сегесты, и иберийские сиканы, осевшие на западе. Во времена античности Сицилия на два золотых столетия стала настоящим райским уголком — окруженной морем плодородной землей, где занимались разведением цитрусовых и оливок, а также виноградарством. Остров был лакомым кусочком для всех последующих завоевателей. Одни, как греки, арабы и норманны, заботились о своей добыче, делая из нее центральную точку средиземноморского мира. Другие же— римляне, французы, испанцы и даже, как считают многие сицилийцы, сами итальянцы — были всего лишь узурпаторами, эксплуатирующими ее богатства.
Несмотря на то, что сегодня сицилийцы представляют собой смесь различных народностей, когда-то населявших остров, они осознают свою исключительность. Столетия жестокого чужого правления привели к тому, что ни один уважающий себя сицилиец не доверяет полностью властям, отрицает социальные институты, не желает принимать на себя никакую общественную роль, а лояльность испытывает главным образом по отношению к членам своей семьи. Он является не столько гражданином, сколько членом своего клана, что объясняет чересчур сильную на Сицилии позицию мафии, еще до недавнего времени наводившей на простых жителей больший страх, чем угроза извержения Этны.
Холодный и сдержанный характер сицилийца, который гостям из южных краев может показаться удивительным, находится в противоречии с богатством культурного наследия острова. Барочные церкви, романские дворцы и даже римские мозаики не имеют себе равных в Европе, а красота дымящейся Этны и вулканических Липарских островов вызывает истинное восхищение. Туристов здесь принимают тепло. Жители острова, во-первых, культурные люди и интересуются окружающим миром, а во-вторых, предприниматели, и отдают себе отчет в том, что эти современные «завоеватели» — с видеокамерами и рюкзаками — могут оказаться для Сицилии подлинным спасением.
Палермо
В этом крупнейшем городе на Сицилии стихийность и радость жизни сочетаются с декадентской красотой разрушающихся памятников былой славы. В Палермо на каждом шагу видны следы сменявших друг друга правителей. Жемчужины арабской, норманнской и барочной архитектуры и искусства привычно соединяются тут с повседневностью.
Палермо, как и другие крупные города, являет собой переходящий кубок в кутерьме истории. В VIII веке до н. э. карфагенцы использовали его как порт и торговую точку. В 254 г. до н. э., после победы над Карфагеном, Палермо заняли римляне. Золотой период в истории города начали в 831 г. арабы, удерживавшие власть более двух веков. Но лишь в годы правления очередных захватчиков, норманнов (с 1072 г.), Палермо превратился в один из важнейших городов Европы.
Четыре квартала Старого города, где находятся все достойные внимания старинные памятники, обозначены двумя улицами— Виа Макведа и Корсо Витторио Эмануэле. Они пересекаются в месте, называемом Кватро Кан-ти. Перекресток появился в начале XVII века по указу испанского вице-короля, принца Хуана Фернандеса Пахеко де Вильена-и-Ас-калон, который велел украсить каждый из четырех углов дворцом стиле барокко. Над дворцами царят четыре покровительницы кварталов Старого города: Розалия, Нинфа, Оливия и Агата.
ПРОГУЛКА ПО ПЛОЩАДИ СТЫДА 
Прогулку по любому из кварталов стоит начать именно с Кватро Канти, поскольку это отличный ориентир. Прежде чем углубиться в чащу улочек, посмотрим, что кроется по соседству с перекрестком. Самое популярное место встреч — расположенная неподалеку Пьяцца Претория. Здесь стоит взглянуть на знаменитый фонтан Претория XVI века, творение флорентийского скульптора Франческо Камильяни. В народе это место называется Площадью стыда из-за обнаженных мужских и женских скульптур, окружающих фонтан. Говорят, что отломанные носы мужчин — дело рук местных монахинь, возмущенных появлением нескромного памятника в общественном месте. К югу от Пьяцца Претория стоит Л а Марторана—вторая по значению церковь в Палермо. Это популярное наименование церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо происходит от названия монашеского ордена, основанного Элои-зой де Мартурану и получившего в свое распоряжение церковь в XV веке. Уже не существующая ныне община прославилась благодаря производимым сестрами марципановым сладостям в виде фруктов. В церкви особенно ценны мозаики XII века (одни из старейших в Палермо) на куполе и боковых апсидах. Стоит пересечь еще пару улиц в южном направлении, чтобы выйти к Церкви Иисуса, первой церкви, построенной иезуитами после прибытия на Сицилию. Она декорирована исключительно богатыми, типичными для иезуитов украшениями. Еще дальше на юг простирается одна из беднейших частей Палермо, Альбергерия. Любители романтических прогулок по узким улочкам, вдоль которых стоят старые дома и клонящиеся к упадку дворцы, задержатся здесь подольше.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ
В античные времена западная часть Палермо была центром города. Сицилийские власти строили тут дворцы и воздвигали крепости. Самыми красивыми воспоминаниями о годах норманнского расцвета Палермо остались кафедральный собор и Палаццо Норманни с великолепной Капелла Палатина.
От первоначального здания и интерьера остались лишь фрагменты, но представление о том, как выглядел собор, дает главный южный вход, выполненный в стиле каталонской готики. Обратим внимание на великолепные портики, картины над главными аркадами и надпись из Корана, которая служит доказательством того, что церковь была построена на месте мечети.
Следуя по Корсо Витторио Эмануэле к западу от собора, мы достигнем величественного Дворца Норманнов — Палаццо Норманни. Очевидно, уже во времена финикийцев здесь находилась резиденция сицилийских правителей. Однако лишь в XII веке норманны достроили замок на манер европейского двора. Со времен арабов и норманнов сохранилась Торре Пи-зана, одна из четырех бывших здесь когда-то башен, а также личная часовня короля Рожера II, построенная в ИЗО—1140-х гг. (Капелла Палатина). Самый ценный элемент часовни — мозаики, скорее всего, произведение византийских мастеров, выполненные вскоре после постройки часовни. Они изображают Христа Вседержителя (Пантократо-ра), который обращается к верующим со словами из Евангелия от Иоанна: «Я Свет миру...». Немного более поздние мозаики, 1140—1150-х гг., изображают сцены из Книги Бытия и события из жизни апостолов Петра и Павла. Обратим внимание на богатую резьбу кедрового потолка со сценами из повседневной жизни, инкрустированный пол, а также большой подсвечник в форме спирали с более чем сотней изображений.
Эриче - здесь приземлился Дедал
Эриче — городок на вершине горы на западном побережье Сицилии, — не богат архитектурными памятниками, но по очарованию не имеет себе равных на всем острове. Его отличают легендарное происхождение, лабиринт средневековых улочек, столь узких, что по некоторым из них можно пройти только поодиночке, и панорама Этны, от которой захватывает дух.
По легенде, город основал Эрике, сын Венеры, богини любви и плодородия. В его честь город и получил свое название.
На вершине крутой горы, носящей то же название, что и город, приземлился Дедал—герой мифа, бежавший с Крита с помощью крыльев собственного изобретения. Считается, что именно он окружил город стенами. Миф также гласит, что, возвращаясь в Грецию, в Эриксе останавливался и Геракл, сын Зевса, герой, известный своей великой силой и мужеством.
Городок, впоследствии названный Эриче, стал местом совершения важных культовых обрядов древнего мира. Считается, что его первые жители, элимы, обитавшие на этих территориях примерно с XV по VIII века до н. э., ввели культ плодородия, который позднее соблюдали очередные завоеватели. Финикийцы почитали богиню Астарту, греки приносили жертвы Афродите, римляне — Венере. Большой храм Венеры в Эриче считался особенным местом. Об этом свидетельствует тот факт, что на протяжении многих веков завоеватели не то что не осмеливались его разрушить, а наоборот, старались обогатить храмовую сокровищницу. Однако, увы, святилище не сохранилось. Сегодня на его месте стоит замок XII века — Кастелло де Венере. Мифологические реминисценции — вот, скорее всего, причина, по которой Эриче, несмотря на многочисленные монастыри и церкви, кажется в большей степени языческим местом, чем христианским. Именно разнородность влияний составляет его необычное обаяние. Улочки Эриче так узки, что порой на них трудно разминуться. Жизнь местных обитателей проходит в основном в маленьких внутренних двориках, называемых сortileti. Под балконами, среди барочных и средневековых домов, собираются семьи и соседи. Прогуливаясь по закоулкам, посетим Церковь Богородицы XIV века, а на Пьяцца Умберто I — небольшой Музео Кордичи.
Вилла Романа дель Казале
Если бы не храмы Агридженто и римские мозаики Казале, юг Сицилии был бы известен главным образом своими пустынными пляжами и отрезанными от мира рыбацкими деревушками.
Расположенная в сельской местности между небольшими городками Пьяцца Армерина и Маззарино, одинокая Вилла Романа дель Казале привлекает в этот уголок Сицилии всех любителей искусства. Именно здесь сохранились почти в первозданном состоянии самые красивые в мире римские мозаики, подлинное чудо искусства, внесенное в Список наследия ЮНЕСКО. Их необычность состоит также в том, что они показывают красочную историю.
Археологи полагают, что относящаяся к концу III века вилла — скорее всего, небольшое охотничье поместье, — принадлежала Максимиану Геркулию (286— 305 гг.), владевшему в те времена восточной частью Римской империи. Своим возникновением мозаика, занимающая в целом площадь 3500 кв. м, обязана не только любви правителя к охоте, но и счастливой случайности. Если бы вилла была построена на несколько лет позже, творение североафриканских мастеров могло вообще не увидеть света. Когда в правление Константина I христианство было признано государственной религией, искусство тоже стало служить религии, и языческие мотивы были запрещены. Мозаика в Казале стала последним знаком уходящей с исторической арены эпохи древности, прославляющей радость жизни.
МОЗАИКИ КАК КАРТИНЫ
Пленяют необыкновенно интенсивные цвета мозаики, ориентированной скорее на греческие картины, чем на традиционные римские мозаики, обычно простые и строгие по форме. Поражают также натурализм, выразительность и чувственность представленных сцен. Всего их сорок. Изображения очень ясные и понятные. Наибольшее разнообразие цветов представлено в многочисленных изображениях животных, морских и сухопутных, в том числе тигров, страусов, антилоп и североафриканских львов. Главная достопримечательность виллы—находящаяся в Амбулаторио (месте прогулок) мозаика «Большая охота», образующая полотно длиной почти 60 м. Стоит осмотреть и другие достопримечательности. Необычны мозаики в Три-клиниуме (большой столовой), изображающие 12 подвигов Геракла, а также «Скена эротика» с изображением влюбленной пары. Интересное зрелище представляет из себя Зал десяти девушек в одном из уголков главного двора. На его стенах изображены 10 девушек в костюмах, которые поразительно напоминают появившиеся гораздо позже бикини. Не пройдем мимо детских покоев, где изображены дети, гоняющие уток и зайцев.
Селинунт и Агридженто
Руины греческих храмов классической эпохи, расположенные на южном побережье Сицилии, на месте древнего Селинунта, а особенно в Агридженто, считаются самыми яркими и живописными за пределами Греции. Руины восьми храмов и акрополя в несуществующем ныне Се-линунте раскинулись в изумительных декорациях, на берегу моря, среди цветов, трав и дикого сельдерея (греч. веНпоп). Зато Долина храмов в Агридженто поражает своей монументальностью, воздействующей на воображение, возможно, сильнее, чем афинский Парфенон.
Селинунт был в 409 г. до н. э. практически стерт с поверхности земли армией Карфагена. Уцелевшие жители попали в плен. Несмотря на то, что колония существовала еще 150 лет, она уже не достигла былого расцвета. Уничтожение Селинунта было довершено землетрясениями, многократно случавшимися в городе. К сожалению, доподлинно не известно, каким богам были посвящены храмы Селинунта, поэтому отдельные объекты обозначают буквами. На территории комплекса лучше всего сохранились объекты, относящиеся к V и VI вв. до н. э., храмы Е и Г. Однако более всего поражают воображение не они, а руины так называемого храма С — скорее всего, посвященного Зевсу. Это второй по величине храм на Сицилии после храма Зевса Олимпийского в Агридженто. Сегодня храм С — это одна едва стоящая колонна. Когда-то колонны здесь были выстроены таким же образом, как в афинском Парфеноне — 8 колонн на ширине 50 метров образовывали фасад, а 17 колонн— боковую сторону длиной 110 метров. Здесь находится старейший памятник во всем комплексе — храм С начала VI в. до н. э., а дальше на запад—Сантуа-рио делла Малофорос 575 года до н. э. Здесь заслуживает внимания большой жертвенный алтарь богини Деметры Малофоросской.
ХРАМОВАЯ ДОЛИНА
От Селинунта до Агридженто ведет старая дорога 8-115. Ехать лучше медленно, чтобы рассмотреть маленькие рыбацкие городки и полюбоваться красотой пустынных пляжей. Главные археологические раскопки на Сицилии, так называемая Долина храмов, расположены к югу от Агридженто.
Долина была частью древнего города Акрагас — второй могущественной греческой колонии на Сицилии — до тех пор, пока его не разрушили карфагеняне в 406 г. до н. э. Уничтожение Ак-рагаса, так же, как и Селинунта, довершили катаклизмы, а позднее — поселившиеся здесь христиане, которые разрушили все языческое. Сегодня долина поделена на две части—восточную и западную.
СВЯЩЕННЫЙ ПУТЬ
Открытая восточная часть содержит наиболее захватывающие руины. Почти все они расположены вдоль древней Виа Сакра. С учетом превосходного состояния, в котором она сохранилась, главной достопримечательностью можно назвать Темпио дел-ла Конкордиа, построенный около 425 г. до н.э. Он сохранился благодаря тому, что в VI веке был переделан в церковь Св. Георгия. Старейший храм комплекса — Темпио ди Эрколе около 520 г. до н. э. Из 38 колонн до сегодняшнего дня дожили лишь единицы. На разбросанных вокруг камнях видны красноватые пятна, свидетельствующие о том, что город мог быть подожжен, вероятно, карфагенянами, в 406 г. до н. э. Такие же следы носит храм Геры, богини супружества (Темпио ди Юнона Лациния).
На этой стороне долины есть еще одно интересное место — Томба ди Тероне, похожий на пирамиду римский памятник, возведенный в честь солдат, погибших во время Второй Пунической войны (218—201 гг. до н.э.).
От самого большого во всем древнегреческом мире дорического храма — храма Зевса Олимпийского, расположенного в западной части, тоже остались лишь руины. Сегодня части огромных колонн лежат на земле, но в те времена, когда здесь стояли 1е1атопез, огромные фигуры, поддерживавшие архитрав, колонны были высотой 15 м, а для обхвата основания каждой требовалось полтора десятка державшихся за руки человек. Однако храм не выдержал очередных землетрясений. Другие руины в этой части комплекса представляют собой остатки санктуария Персефоны, царицы подземного царства, и ее матери Деметры, богини плодородия и земледелия, необычайно популярной на Сицилии. Красиво представленный храм Кастора и Поллукса является, к сожалению, лишь имитацией 1830-х гг., причем для реконструкции использовались камни от других построек.
Таормина - звездный курорт
Таормину, знаменитым курорт на Ионическом море, прославили писатели и актеры. Вначале свой райский уголок нашел здесь Гете, за ним последовали английские и немецкие аристократы. Век спустя в Таормине поселился английский писатель Д. Г. Лоуренс. В 50-х годах XX века туристов, в основном любителей кино, стал привлекать проводившийся здесь кинофестиваль. По главным площадям города прогуливались знаменитости: Грета Гарбо, Рита Хейворт, Одри Хепберн, Кэри Грант. История литературы также многим обязана Таормине. Именно здесь родилась «Кошка на раскаленной крыше» Тенесси Уильямса и главные произведения Трумэна Капоте.
НЕ ПРОСТО ПЛЯЖНЫЙ отдых
С момента своего основания в 396 г. до н. э. выходцами из Наксоса греческая колония Тауро-менион лишь единожды обрела политическое значение — как столица византийской Сицилии. Однако это длилось недолго, и с 902 г., когда ее заняли арабы, а позже норманны, она была известна как прекрасно расположенный — на закругленной террасе на высоте 204 м—красивый городок.
Помимо пляжного отдыха и созерцания окружающих видов насколько хватит глаз, курорт предлагает много достопримечательностей. Одна из них — главная улица Корсо Умберто I — полна бутиков и уютных кофеен. За воротами Корсо расположена Пьяцца Витторио Эммануэле II, возникшая на месте бывшего римского форума. Здесь находится Палаццо Корвайя XIV века, украшенный плитками из пемзы и лавы, где сегодня размещается любопытный Музей сицилийского народного искусства. К главному памятнику Таормины — Теат-ро Греко, построенному в эпоху
Римской империи, мы придем по Виа Театро Греко, дороге, отходящей от противоположной стороны площади. Главное достоинство выбитого в скале амфитеатра — великолепная панорама Этны, бирюза Ионического моря и виднеющиеся на Аппенинском полуострове горы Аспромонте.
Липарские острова - обитель богов
ффектные извержения, вулканические грязи, горячие источники, вкусные трапезы и восхитительные пейзажи—вот причины, по которым каникулы на Липарских островах не имеют себе равных. Липарские (или иначе Эольские) острова — это 18 маленьких островков, рассеянных в Тирренском море вдоль северного побережья Сицилии. Наибольшей популярностью, в основном благодаря своей вулканической активности, пользуется отдаленный остров Стромболи, не меньше туристов по той же причине задерживается на островке Вулкано. Любители великолепных пейзажей выбирают самый большой в архипелаге остров Ли-пари. Те, кто любит нырять, предпочитают Филикуди; приверженцы шикарного отдыха — маленькую Панарею; ищущие одиночества — наименее доступную девственную Аликуди.
ВУЛКАНИЧЕСКИЕ И ПЕСЧАНЫЕ
В легендарную обитель богов ветра и огня — Эола и Гефеста — сегодня можно добраться из Палермо, Цефалу, Мессины и Неаполя. Будучи на Сицилии, быстрее всего мы доберемся из порта Ми-лаццо, расположенного в 26 км от островов. Если у нас недостаточно времени, стоит по крайней мере решиться на рейс вокруг всего архипелага. На Стромболи в июле и августе трудно рассчитывать на ночлег и покой. Тем более что повторяющиеся пару раз в час эффектные извержения из кратера на вершине не зависят отвремени года. Поездку на Стромболи можно также совершить как однодневную экскурсию из Ли-пари или Салины. Поход на вершину вулкана, поближе к кратеру, и назад занимает около семи часов, что представляет собой немалое испытание жарким летом. Однако вид постоянно дымящегося кратера, каждые 10—12 минут извергающего пепел и лаву, не может сравниться с тем зрелищем, которое открывается с палубы корабля.
Те, кто предпочитает более легкое путешествие, должны выбраться на островок Вулкано, в жилище мифического бога огня Гефеста, у которого была здесь своя кузница (вторая по легенде находилась внутри Этны). Здешний Гран Кратере сегодня не проявляет большой активности, подъем на него несложен, а экскурсия занимает не более двух часов. Преимущество Вулкано состоит в возможном купании в горячих вулканических грязях.
По-иному хорош Липари, самый большой и самый «цивилизованный» остров архипелага. Это прекрасное место для тех, кто, насладившись великолепной природой, не хочет отказываться и от ночной жизни. Днем все, кто не лежит на песчаном пляже Спьяджа Бьянка, должны проплыть на корабле до Каведи По-миче в красивейшем заливе Пор-тичелло. Здесь можно осмотреть прибрежные скалы из пемзы, откуда раньше добывали это сырье (липарийская пемза считается особенно ценной). Не пропустим и панораму со смотровой площадки в Пунтацце и Кватроччи.
Сиракузы
Сиракузы, главный центр юго-восточной Сицилии, в то же время является одним из самых могущественных и интересных городов на острове — даже несмотря на то, что его величие значительно ослабло по сравнению со временами эллинов.
Положение Сиракуз много раз пробовали поколебать карфагеняне, этруски и другие греческие города-государства, в том числе и Афины, ревностно относившиеся к сопернику. Однако Сиракузам удавалось сохранять свое положение вплоть до 212 г. до н. э., когда римская армия Клавдия Марцелла после двух лет осады захватила город. Новые завоеватели оценили отличное расположение города и его наследие, и Сиракузы сделались столицей новой римской провинции. Очередное важное значение Сиракузы приобрели в 663—668 гг., став резиденцией византийского императора Константина II.
Сиракузы были основаны в 733 г. до н. э. выходцами из Коринфа, которым, по легенде, подсказала это сделать дельфийская прорицательница. Место, где был основан город, отличалось большими преимуществами: здесь был естественный порт, остров Ортигия идеально подходил для постройки укреплений, земля давала надежду на обильный урожай, и, в довершение, был источник пресной воды—знаменитый источник Аретузы, на который указала будущим поселенцам дельфийская Пифия. Однако название городу дали не греки, а, скорее всего, финикийцы, жившие здесь раньше (зигака по-фи-никийски означает болота). Под управлением коринфян Сиракузы стали крупнейшим городом
Большой Греции, переживая свой политический, военный и художественный расцвет. При дворе правителя Сиракуз греческого тирана Гиерона I гостили поэты Пиндар и Вакхилид, драматург Эсхил. Платон, прибывший сюда в начале IV века до н. э., попытался (с печальным результатом) воплотить здесь свои идеи об идеальном государстве, а Цицерон, величайший римский оратор, считал Сиракузы самым красивым греческим городом.
ОСТРОВ СОКРОВИЩ
К сожалению, современность не прибавила Сиракузам (современное название — Сиракуза) красоты, но к счастью, не позволила захватить остров Ортигию. В последнее время остров был обновлен, памятники отреставрированы, улицы выправлены.
Самые интересные здания мы найдем на Пьяцца дель Дуо-мо. Главное из них — собор Дуо-мо, внутри которого помещается сохранившийся в целости за 2,5 тысячи лет афинский храм. Древнее строение пережило исторические бури лишь потому, что в 640 г. было переделано в собор. Представление о том, как выглядел оригинальный греческий храм, дает интерьер, с которого в XX веке удалили барочные излишества, чтобы открыть его старинный слой. В баптистерии обратим внимание на крестильню, стоящую на бронзовых львах, которой в оригинале служила греческая гробовая урна V века до н. э.
Выйдя из собора, прогуляемся до конца Виа Пичерале. Именно здесь находится знаменитый источник Аретузы. Легенда гласит, что одна из нимф Артемиды, скрываясь от влюбленного в нее речного бога Алфея, перебралась по морским глубинам в Сицилию и вынырнула здесь в виде источника. Но влюбленный не смирился, последовал за Аре-тузой и соединил свою реку с водами возлюбленной. Источник был спасением для Ортигии. Благодаря ему остров пережил многочисленные осады, а вода, бьющая из-под земли, служила жителям более тысячи лет.
СЦЕНА МОРСКИХ СРАЖЕНИЙ
Археологический парк, расположенный к северу от Сиракузы, был создан на месте Неаполиса— места отдыха в древнем городе, основанном в III веке до н. э. Эти великолепные археологические раскопки заслуживают особого внимания. В хорошем состоянии сохранился прежде всего Театро Греко, одна из крупнейших греческих сцен того времени. Примерно в 60 рядах размещалось около 15 тысяч зрителей. Римляне в III веке до н. э. расширили театр, чтобы иметь возможность представлять на сцене так называемые наумахии, морские битвы, для чего требовалось залить ее водой. В период владычества римлян в амфитеатре проходили также гладиаторские бои.
Этна - дымящаяся вершина
Великий греческий поэт Пин-дар сравнил Этну с колонной, поддерживающей небо. Самой высокой горой в мире ее считали и древние мореплаватели, а арабы называли ее «Джа-бал Утламат» — «Горой гор». Этна отбрасывает тень почти на всю восточную часть Сицилии, а живущие у ее подножия люди научились безошибочно определять настроение дымящегося гиганта. Белый ореол, окружающий вершину, обычно предвещает несчастье, черный дым — хороший знак. Понимать настроения «Горы гор» в последнее время особенно важно, поскольку, как утверждают вулканологи, Этна становится все более непредсказуемой и потому более грозной.
О величине Этны лучше всего свидетельствует тот факт, что при чистом небе ее вершину, меняющую свою высоту после очередных извержений (3323 м), можно увидеть с расстояния 250 км! Самый высокий европейский вулкан дает о себе знать каждые 5—10 лет. Его извержения, особенно из Бокка Нуова, самого активного кратера на вершине, бывают очень сильными, однако для Этны характерны не столько центральные взрывы, сколько лопающаяся кора, благодаря которой на поверхности возникло почти 350 новых кратеров.
Считается, что Этне «всего» 500 тысяч лет, то есть с точки зрения геологии она довольно молода. Ученые предполагают, что гора возникла в результате взрыва на дне бывшего некогда залива. Вершину Этны образовали накладывавшиеся друг на друга в течение последующих 60 тысяч лет слои пепла и лавы. Первое крупное извержение было отмечено в 475 году до н.э., последнее—10 мая 2008 г. В 1971 г. извержение лавы уничтожило обсерваторию и железную дорогу. Однако самое разрушительное извержение произошло в 1669 г.: взрыв разорвал один из склонов вулкана, образовав щель длиной в 26 км; пепел выбросило на расстояние 100 км, а поток горячей лавы дошел до Катании, расположенной в более чем 20 км от подножия вулкана.
НА ГОРЯЧУЮ ВЕРШИНУ
Самый популярный вид Этны — это лунный пейзаж, лава, черный пепел и пустынные склоны, в которых кроются действующие кратеры. Любой турист стремится побывать как можно ближе к одному из них. Приближаться к самим кратерам, правда, запрещено, но есть возможность (при благоприятных условиях и за отдельную плату) взобраться на высоту почти 3000 м. Исходным пунктом для экскурсии на вершину служит прежде всего туристический центр Рифуджио Сапиен-ца на южном склоне.
Италия в миниатюре
Сицилия напоминает аппетитный деликатес, ингредиенты которого с любовью и старанием подбирались на протяжении столетий. Здесь чувствуются греческое, арабское, норманнское, испанское, африканское и ближневосточное влияния. Все они сохранились не только в архитектуре, но и в сицилийском образе жизни, где ортодоксальное католичество соседствует с языческими традициями. Богатая история острова и бурный темперамент его жителей проявляются в красочных фестивалях и религиозных праздниках, которые проходят здесь чаще, чем в любом другом месте Италии, а также в исключительно разнообразной сицилийской кухне.
Кулинарные восторги
Именно Сиракузам мы обязаны первой известной поваренной книгой V века до н.э. авторства Митайкоса. Книга пропала, но сохранились передаваемые из поколения в поколение рецепты кисло-сладких блюд, типичных для Древней Греции, - таких, например, как саропаtа (тушеные овощи с изюмом). Много кулинарных новинок привили Сицилии арабы - например, лимоны, кускус и восточные специи: тростниковый сахар, шафран и корицу. Они же ввели мороженое, приготовленный из снега шербет и другие десерты, в том числе сладкий сыр рикотта, засахаренные фрукты и миндаль. Классические сицилийские блюда-это спагетти pasta соп 1е sarde (с сардинками, добавлением копра, шафрана, оливкового масла, изюмом и орехами) и pasta alla Norma (с сушеными на солнце помидорами, сыром рикотта и баклажанами).
Крепкое и сладкое
Еще до недавних пор сицилийцы больше заботились о количестве, чем о качестве изготовляемого вина, в чем им спсобствовали отличные условия для его производства. В последнее время подход к производству этого напитка диаметрально изменился. Продукция стала более современной, введены заграничные сорта винограда. Однако виноградари не отказались и от родных сортов, и нынешняя известность сицилийского вина происходит именно от умелого соединения старых видов, в случае белого вина таких, как grecanico, grillo, inzolia - с используемыми во всем мире совиньон блан и шардонне. Достойны внимания «Винья ди Габри» и столовое «Доннафугата», а также, например, «Комета» и «Шардонне». Красные вина также все чаще образуются из соединения заграничных сортов с местными, в основном с «Неро д'Аво-ла». Попробуйте, например, «Санта Сесилия» или тонкое липарийское «Мальвазия делле Липари».
Святая традиция
На Сицилии нетрудно попасть на праздник, религиозное торжество или какой-нибудь фестиваль, порой совершенно случайно. Правда, чтобы увидеть главные из них, например, те, что связаны со Страстной Неделей, надо заранее зарезервировать место для ночлега и билет на самолет. Однако следует знать, что представления в честь менее важных христианских праздников строятся по одному сценарию. Торжество открывается процессией людей в национальных костюмах. Затем совершается месса, после которой следуют развлечения: все танцуют, поют, пируют, пьют вино, проходит показ искусственных огней. На Сицилии у каждого маленького городка и деревушки есть свой святой покровитель, праздник в честь которого длится по меньшей мере день. Многие мечтают увидеть процессию Страстной пятницы, не изменившуюся на протяжении веков. Самые захватывающие проходят в Марсали, Энне и Трапани, где кающиеся грешники следуют в капюшонах и несут статуи Христа и Скорбящей Божьей Матери.