Верона—город в северо-восточной Италии, в регионе Венето на реке Адидже. Примерно 8% из 300 тысяч жителей города родились не в Италии — среди них эмигранты из Восточной Европы, Северной Африки и Южной Азии. Верона является вторым по величине, после Венеции, городом в регионе и одним из главных экономических, культурных и туристических центров Северной Италии. Город известен, прежде всего, как туристический центр, изобилующий архитектурными памятниками различных эпох. Ежегодно сюда приезжает около трех миллионов туристов. В окрестностях Вероны у подножия Доломитовых Альп раскинулись виноградники: Соаве, Бардолино и Вальполичелла. К востоку от города, у подножья гор, находится озеро Гарда (Лаго ди Гарда). Оно насчитывает 55 км в длину и является самым крупным озером Италии (его поверхность составляет 370 км2).
Расположенный в излучине реки Адидже итальянский город Верона в первую очередь ассоциируется с историей трагической любви Ромео и Джульетты. А между тем, город, полный древнеримских памятников и розовых средневековых палаццо, может предложить туристам гораздо больше. Если ограничиться лишь прогулкой по следам литературных героев, можно безвозвратно утратить шанс открыть для себя прекрасную культуру и, прежде всего, неповторимую атмосферу города с двух-тысячелетней историей.
Первое римское поселение, из которого выросла Верона, было основано в 89 году до нашей эры на пересечении двух важных торговых путей, шедших с севера на юг через перевал Бреннер (через который в Италию попадали купцы и путешественники из Северной Европы), и с запада на восток, соединявших два портовых города: Венецию и Геную. Пика своей независимости, экономического и культурного развития Верона достигла в XIII—XIV веках, когда, начиная с 1263 года, на протяжении 130 лет городом правил могущественный род Скалигеров (делла Скала). Представители этой династии, несмотря на свою жестокость, были щедрыми меценатами, поэтому самые красивые памятники архитектуры относятся как раз к периоду их правления. После упадка династии в 1387 году власть над городом перешла к Джан Галеаццо Висконти (1351 —1402), однако спустя 20 лет Верону поглотила Венецианская Республика. Конец господству венецианцев положили в 1796 году войска Наполеона, а через год начался период правления австрийцев, который длился несколько десятилетий и завершился объединением Италии в 1866 году.
Сегодняшняя Верона —это современный космополитический город, который, однако, не утратил своей романтической ауры, достойной города Ромео и Джульетты. Она повсюду: в лабиринте старых улиц, в арках и воротах, в почтенных дворцах, тихих храмах и садах.
К западу от Вероны расположено озеро Гарда, которое по своему характеру и атмосфере принадлежит к совершенно иному миру. Здесь полновластно царствует туристический бизнес. На многочисленных курортах раскинулись фешенебельные отели, рыбные рестораны и сады, по побережью протянулись шумные оживленные променады, а на озере можно беспрепятственно заниматься виндсерфингом и парусным спортом. Только городки, расположенные на восточном берегу, у подножья горы Монте-Бальдо, сохранили нечто от атмосферы старинных рыбацких деревушек.
Верона—Старый город
Верона, расположенная в излучине реки Адидже, не уступает своей соседке Венеции ни с точки зрения архитектуры, ни с точки зрения колорита. Здесь нет каналов с веселыми гондольерами, зато есть очаровательные средневековые палаццо, построенные из россо ди Верона — местного известняка розового оттенка, — а также храмы и памятники древнеримской эпохи.
Двигаясь по Корсо-Кавур, мы попадаем на Пьяцца-Бра, рядом с которой находятся относящиеся к I веку до н. э., некогда самые большие в Вероне римские городские ворота Порта-деи-Борсари— своеобразное здание, окна которого увенчаны декоративными фронтонами. В основанном здесь в XVIII веке Сципионом Маф-феи музее собраны разнообразные фрагменты древних построек, среди которых—надгробные скульптуры, декоративные украшения и множество архитектурных деталей.
Пьяцца-делле-Эрбе представляет собой центр старого города Вероны. Площадь выложена бело-розовым мрамором, вокруг нее расположились галереи, элегантные бутики и кафе. В древности здесь находился храм Кампидо-лиум, посвященный Зевсу, Юноне и Минерве. Руины храма можно увидеть в подвалах Палаццо Маффеи. Площадь, находящаяся на месте важного для римлян пересечения дорог, на протяжении двух тысяч лет неизменно исполняла роль Форума. Впрочем, и сегодня здесь можно купить практически всё, в том числе свежие фрукты, мясные деликатесы, одежду и сувениры.
В северной части площади возвышается колонна Сан-Марко XVI века. Венчающий ее крылатый лев Сан-Марко является символом включения Вероны в состав Венецианской Республики в 1405 году. Рядом обращает на себя внимание фонтан, украшенный фигурой, которая относится к древнеримской эпохе и называется Мадонна из Вероны. С севера площадь оканчивается барочным комплексом Палаццо Маффеи, относящимся к XVII веку, верхнюю часть которого украшают фигуры Геркулеса, Зевса, Венеры, Меркурия, Аполлона и Минервы. Сегодня в нем размещаются роскошные бутики и элегантные апартаменты. На противоположной стороне — Домус Меркаторум XIV века — бывший склад и купеческая гильдия. Обращает на себя внимание Торре дель Гарделло XIV века, а также Каза-Маццанти того же периода, украшенный в XVI веке декоративными живописными полотнами. Особенно величественными эти здания выглядят в сумерках, подсвеченные лучами прожекторов.
От Пьяцца-делле-Эрбе через Арку Ребра (Арко делла Коста), название которой происходит от... висящего над аркой китового ребра, можно отправиться на расположенную неподалеку Пьяцца-деи-Синьори. Неподалеку возвышается Торре-деи-Ламберти XII века. С вершины 84-метровой башни открывается великолепный вид на город и виднеющиеся вдали заснеженные альпийские вершины.
САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЗДАНИЯ
В центре Пьяцца-деи-Синьори можно увидеть величественный памятник Данте Алигьери, поставленный в XIX веке. Великий поэт, после того как был изгнан из родной Флоренции, стал гостем семьи Скалигеров. Площадь окружают самые знаменитые здания в городе.
Здесь находится, в том числе, и средневековый Палаццо-дельи-Скалигьери — резиденция правящего Вероной рода, а также Лод-жиа-дель-Консильо XV века—старинный зал заседаний городского совета. Его крышу украшают памятники выдающимся римлянам, родившимся в Вероне, среди которых были Катулл, древнеримский поэт, Плиний, автор «Естественной истории», и Витрувий— теоретик архитектуры. Также £ обращают на себя внимание две мрачные глыбы, относя- НЬ щиеся к XIV веку—Палаццо-дель-Капитано и Палаццо- делла-Раджоне — здание суда.
Над северной частью старого города возвышаются воздушные башни храмов. Стоит посетить самый большой из них — церковь Св. Анастасии, строившуюся с 1290 по 1481 год. Ее готический портал с фресками и скульптурными сценами из жизни Св. Петра, а также декоративные деревянные двери, на которых изображены сцены из Нового Завета, являются несомненными шедеврами средневековой архитектуры.
Кастелвеккьо и Сан-Зено-Маджоре
В старой Вероне расположены два впечатляющих архитектурных памятника—бесспорные символы города. Один из них — Кастелвеккьо, громадный средневековый замок, построенный в 1355—1375 годах. Его высокие стены, увенчанные зубцами, возвышаются над рекой Адидже. Это строение на протяжении веков выполняло оборонительные функции, а возведенный поблизости мост Скалигеров обеспечивал возможность быстрого бегства в сторону Тироля. Замок без серьезного ущерба пережил венецианское, французское и австрийское владычество и, наконец, в 1925 году был превращен в музей, став прекрасной художественной галереей. Отдельные его части: залы, переходы, пассажи и дворы — были соединены коридорами, благодаря чему сегодня они представляют собой настоящий лабиринт. В них выставлены в хронологическом порядке замечательные собрания картин, украшений, оружия и доспехов. Здесь можно увидеть предметы, относящиеся к эпохе Древнего Рима, раннего христианства, Средних веков и начала Возрождения.
На расстоянии чуть более километра к западу от Кастелвеккьо возвышается романская церковь Сан-Зено-Маджоре, построенная в 1123—1135 годах как святилище Св. Зинона, покровителя Вероны. Ее полосатые двухцветные стены являются отличительной чертой всех романских зданий в городе. Наиболее прекрасен западный портал храма, фасад которого украшают мраморные барельефы с изображением библейских сцен. В церковь ведут кованые бронзовые двери, украшенные декоративными элементами, составляющими панно, с изображением библейских сюжетов и чудес Св. Зинона. Некоторые сюжеты могут показаться странными (например, женщина, кормящая грудью двух крокодилов). Внимание посетителей неизменно приковывает к себе созданный в середине XV века алтарный триптих Андреа Манте-ньи, изображающий Богоматерь с Младенцем в окружении восьми святых. Умерший в 380 году Св. Зинон, покровитель храма и первый епископ Вероны, похоронен в склепе, расположенном в крипте в центральной части здания. Его мощи покоятся в хрустальной раке.
Амфитеатры Вероны
В самом центре исторического центра Вероны находится важнейший из древних архитектурных памятников города — великолепная Арена, построенная в 30 году. Это один из крупнейших амфитеатров тех времен, третий по величине после римского Колизея и арены в Капуе близ Неаполя. 44 ряда каменных сидений, выполненных из розового мрамора, могли разместить почти 30 тысяч зрителей, то есть практически всех жителей города. Арена окружена стеной высотой в 32 м, диаметром в 470 м с 3 рядами арок. Веронская Арена была известна во всем регионе. Неудивительно, что сюда стягивались со всей провинции Вене-то любители гладиаторских боев, военных инсценировок, оперных и театральных спектаклей, а также казней, ярмарок и боев быков — ведь здесь проходили все эти мероприятия. Кровавые зрелища проходили на Арене вплоть до V века нашей эры, когда христианский император Го-норий издал декрет, запрещающий их проведение. Сооружение сохранилось в идеальном состоянии, несмотря на то, что во время землетрясения в XII веке обрушились почти все арки внешней стены. К счастью, изнутри арена практически не пострадала, и сегодня здесь ставят оперные спектакли.
На рубеже XVI—XVII веков возникла расположенная поблизости от Арены элегантная Пьяцца-Бра, которая практически сразу стала новым центром города. С юга ее ограничивает неоклассический Палаццо-Бар-бьери, в котором ныне располагается мэрия. А вдоль северного фасада площади в XIV веке был выложен 20-метровый элегантный тротуар, по которому могли ходить только люди благородного происхождения.
В северной части старого города, на склоне холма Кастель-Сан-Пьетро, возвышающегося на левом берегу реки Адидже, расположен второй древнеримский амфитеатр — менее известный Театро Романо. Он старше Арены (I век до н. э.) и служил более благородным и возвышенным целям: в нем ставились комедии Теренция и Плавта. Во времена императора Августа здесь могло разместиться 5 тысяч зрителей. Сегодня в Театро Романо проводятся летние джазовые и шекспировские фестивали.
Храмы и церкви
Мы остаемся на левом, восточном берегу Адидже. Ведь именно здесь расположен изысканный район, полный зеленых садов, роскошных палаццо и старинных храмов. С центром города район соединен старинным римским мостом под названием Понте Пьетра (Каменный мост), построенным в I веке н. э.
Одним из старейших зданий в этой части города является романская церковь Санто-Сте-фано — бывший веронский кафедральный собор. Она была построена на месте древнего храма, воздвигнутого еще в VI веке. Функции кафедрального собора церковь выполняла до XII века, до тех пор, пока на правом берегу Адидже не вырос Дуомо. Гармоничными формами Санто-Сте-фано можно полюбоваться с романской апсиды церкви. Внутри храма обращает на себя внимание каменный епископский трон, скамья и галерея с резными капителями VIII века. В крипте сохранились фрагменты фресок XIII века и статуя Св. Петра XIV века.
В 1477 году венецианский архитектор Микеле Санмике-ли (1484—1559) начал строительство очередного храма — Сан-Джорджо-ин-Браида. Храм представляет собой редкий пример ренессансной церкви с куполом, хотя он получил известность и благодаря уникальным полотнам, которые украшают главный алтарь и часовни. Среди них — созданная в XVI веке работа Веронезе «Мученичество Св. Георгия» и «Богоматерь со Св. Зиноном и Св. Вавринием» Джироламо дай Либри.
Следующая церковь, которая называется Санта-Мария-ин-Ор-гано, ценится любителями истории искусства за самые прекрасные в Италии интарсии. Они украшают основания колонн пресвитерия и шкафы в ризнице. Их на протяжении 20 лет создавал Фра Джованни да Верона, архитектор и ремесленник. Это особое декоративное искусство, основанное на украшении деревянных поверхностей сложными узорами, выполненными из разных пород дерева, позволило ему создать внутри храма великолепные объемные картины. Фра Джованни безошибочно использовал основы перспективы, поэтому неудивительно, что в городских пейзажах, изображенных как вид из открытого окна, он достигал необычайной глубины. Он также создал реалистичное внутреннее пространство шкафа, заполненного книгами, музыкальными инструментами, блюдами с фруктами.
Верона Ромео и Джульетты
Нет, пожалуй, такого человека, который не знал бы истории враждующих семейств Ка-пулетти и Монтекки и трагической любви молодых влюбленных Ромео и Джульетты. Среди авторов, которые описывали эту историю, были Маззаччо Салер-нитано, Жерардо Болдьери, Мат-тео Банделло и, наконец, Луиджи да Порто из Виченцы, но первым ее обессмертил Уильям Шекспир в 1595 году. Поэтому нет ничего странного в том, что большинство приезжающих в Верону туристов осматривают город, двигаясь по следам прославленных героев. И не важен тот факт, что Ромео и Джульетта не существовали на самом деле, а являются всего лишь вымыслом писателя. Достаточно сознавать, что они могли существовать. Ведь в местном архиве имеются хроники начала XIV века, в которых появляются фамилии двух купеческих родов — Монтиколи и даль Каппелло — которые, возможно, и стали прообразами Монтекки и Капулетти.
Главным местом, куда прибывают толпы туристов, является Дом Джульетты на Виа-Капел-ло, 23. Когда-то он принадлежал патрицианскому роду по фамилии Каппелли, а его герб и сегодня виднеется на арке ворот, ведущих во двор.
Над очаровательным, оплетенным диким виноградом, внутренним двориком нависает небольшой каменный балкон—именно с него должны были звучать одни из прекраснейших слов любви. Под балконом помещена табличка с фрагментом знаменитой сцены. А сам балкон?.. Его пристроили в 1930-х годах в процессе реставрации, направленной на придание городу средневекового колорита.
Во дворе стоит бронзовая статуя Джульетты в полный рост работы Неро Константини, отлитая в 1972 году, которая является, вероятно, наиболее часто фотографируемым объектом в городе. Якобы, дотронувшись до груди Джульетты, можно стать счастливым в любви, и потому нет ничего удивительного, что практически все, кто приходит сюда, фотографируются именно в такой позе.
Дом Ромео на Виа-делле-Арке- i Скалигьере туристы посещают реже. Этот средневековый J дворец XIII века принадлежал семье князей Каньоло Нога- / рола. На его фасаде помещена цитата из творения Шек- I спира, начинающаяся словами: «Но где мой Ромео?».
Финальную сцену, где влюбленные погибают, Шекспир поместил в крипту, озаренную свечами. Неудивительно, что под галереями церкви Сан-Франче-ско-аль-Корсо на Виа-дель-Пон-тьере в 1937 году был поставлен пустой саркофаг без крышки из розового мрамора. Это символический гроб Джульетты. Идея создания гроба пришла в голову куратору веронских музеев Антонио Авене. Атмосфера этого места чарующая, хоть и противоречит шекспировской драме, по которой влюбленные были похоронены вместе, чтобы хотя бы так объединить враждующие семьи Монтекки и Капулетти.
Озеро Гарда — самое большое в Италии
К западу от Вероны, у подножия Альп, в тектоническом разломе между горами Монте-Баль-до (2218 м) на востоке и Монте-Тремальцо (1975 м) на западе лежит озеро Гарда. Его поверхность — 370 км2 — делает его самым большим озером в Италии. Окрестности Гарды — это традиционный туристический регион. Этому способствует мягкий климат, разнообразие ландшафтов и красота закатов, создающих неповторимое настроение.
До озера можно добраться из Вероны по дороге А4 либо по маршруту, более интересному с исторической и ландшафтной точки зрения, — Вина Валь-поличелла. Он проходит по красочному региону, засаженному виноградниками.
Двигаясь в направлении озера Гарда, мы минуем небольшие живописные деревушки и городки, где ритм жизни определен вегетацией виноградников. Здесь производятся превосходные вина «Бардолино» и «Вальполичелло». В Гарганьяго до самого горизонта раскинулись виноградники Алигьери, принадлежащие потомкам Данте. Безусловный интерес вызывает и построенная в XIV веке сыном Данте вилла. Находящийся дальше на трассе СантАмброджо ди Валь-поличелла знаменит не только великолепным красным вином, ной россо ди Верона—розовым известняком, из которого в Вероне строили дворцы.
Вдоль берегов озера Гарда тянутся две дороги: Гардезана Оччидентале и Гардезана Ориен-тале — с многочисленными туннелями, арками, высеченными в скалах, и узкими полками на стенах ущелий.
Наше путешествие по Гардезане вокруг озера мы начнем в городе Пескьера-дель-Гарда (древнеримской Арилике).
Архитектура Пескьеры не вызывает восхищения и, честно говоря, здесь мало интересного. Основными туристическими объектами являются крепость Квадрилатеро XIX века и святилище XVI века Мадонна дель Фрассино, интерьеры которого украшают работы Паоло Фари-нати. Еще больше интересного, особенно для самых маленьких, можно найти в устроенном под городом «Гардалэнде» — парке развлечений с каруселями, американскими горками и водными аттракционами, а также в «Парко Фаунистико», который представляет собой соединение зоопарка с парком сафари и выставкой динозавров.
Двигаясь на север, мы проезжаем Лацизе, главный порт в восточной части озера, и попадаем в Бардолино. Этот город на протяжении столетий сохранил свой средневековый характер. Городские церкви Сан-Зено и Сан-Се-веро — это подлинные архитектурные жемчужины, а над живописной гаванью и красочным старым городом возвышается замок Скалигеров XIV века. Кроме того, в городе десятки винных погребов, где можно попробовать превосходное вино, а если ваше путешествие выпадает на сентябрь, можно принять участие в Фестивале винограда.
Следующий населенный пункт на нашей трассе—небольшой город Гарда, расположенный в маленькой бухте в окружении зеленеющих холмов. Городские постройки сосредоточены вокруг
Палаццо-дель-Капитани на Пьяц-ца-Катулло. В городском музее можно взглянуть на археологические находки, обнаруженные при раскопках в 2 км к западу от города, где были обнаружены древние наскальные рисунки.
Один из наиболее живописных и лирических городов на восточном побережье — это Мальчези-не, который называют «Жемчужиной озера Гарда». Здесь множество достопримечательностей. Узкие улочки, окруженная разноцветными домами гавань, замок Скалигеров и Палаццо-дель-Капитани, построенный в XV веке в стиле венецианской готики. На берегу озера находится пальмовый сад с пристанью. Помимо архитектурных памятников Маль-чезине дает нам возможность познакомиться с природой этого региона.
Западное побережье
Как на восточном побережье озера Гарда, так на западном, дорога вьется по обрывистым стенам высотой несколько десятков метров и периодически скрывается в туннелях. Двигаясь по ней, мы минуем великолепные резиденции, построенные в 20—30-х годах XX века, качающиеся на воде роскошные яхты, живописные гавани и пальмы, растущие на скалистых склонах.
По дороге мы заезжаем в Рива-дель-Гарда. Еще во времена Древнего Рима существовавшее здесь поселение было важным стратегическим портом в северной части побережья. Как и в других городах региона, история которых восходит к периоду Средневековья, над Рива-дель-Гарда возвышается окруженная рвом старинная крепость веронского рода Скалигеров. Однако, от других городов Рива-дель-Гарда отличает его особая атмосфера. Она является следствием соединения двух, казалось бы, противоположных элементов: итальянской элегантности и легкости и южнотирольской приверженности традиции. Ведь Рива-дель-Гарда на протяжении десятилетий (1815—1918) находилась под властью Австрии. Осматривая город, стоит заглянуть в замок. В нем организован любопытный музей, в собраниях которого есть археологические находки из доисторических поселений, построенных на сваях. Рива-дель-Гарда предлагает и подводные развлечения. Нырнув на глубину 15 м, можно полюбоваться на статую Молчащего Христа.
Следующие на нашем маршруте города — это Лимоне-суль-Гар-да и Гарньяно. К первому из них, каменному городку, втиснутому между берегом Гарды и отвесными скалами, мы подъезжаем спустя несколько минут. Нет единого мнения, откуда взялось его название. Одни считают, что оно произошло от слова «лимон» (лат. Ытоп), поскольку эта местность является самой северной областью, где выращивают цитрусовые; другие объясняют его пограничным расположением города (лат. Limes—«граница»),
РЕКЛАМНЫЕ ЩИТЫ ПРОТИВ РАЗДУМИЙ
Лимоне-суль-Гарда представляет собой грустный пример экспансии массового туризма и разрушений, которые за ним следуют. Палатки с дешевыми сувенирами и одеждой заполонили мощеные улочки. Старые фасады практически полностью закрыты рекламой. И потому мы стараемся побыстрее покинуть это место и двинуться в соседний Гарньяно. Вид сверкающей на солнце поверхности озера и тянущихся до самого горизонта цитрусовых рощ на крутых склонах приносит незабываемые ощущения.
Гарньяно, известный своими ежегодными регатами Чентоми-лья, расположен амфитеатром на крутом берегу озера. К счастью, он сохранил свой древний характер, а его жители по-прежнему занимаются традиционными ремеслами. Здания со светлыми фасадами и кирпичными крышами, сгрудившиеся вокруг небольшой гавани, окружены пальмами, могучими кедрами и лимонными рощами, к сожалению, почти всегда заброшенными. Выращивать лимоны здесь начали францисканцы в XTV веке. С присутствием монахов в этой местности связан самый важный в городе архитектурный памятник. Это расположенная в его южной части церковь Сан-Франческо XIII века. На колоннах ее галерей высечены лимоны, что свидетельствует о том, что именно францисканцы первыми начали выращивать их на этих землях.
В нескольких километрах от города можно увидеть переделанную в отель Виллу Фелтри-нелли, ставшую последней резиденцией Муссолини, а двигаясь дальше, можно добраться до часовни Сан-Джакома-Галина, построенной в XI веке. Ее стены под портиком покрыты фресками XIII века.
Неподалеку от Гарньяно расположен город Бронзоне. Верующие приходят сюда к монастырю Святого Семейства. Во время посещения монастыря можно осмотреть мавзолей его основателя, умершего в 1874 году. Немного раздумий в спокойной атмосфере монастыря остудят разум и душу. Приблизительно в километре к югу от монастыря находится одно из древнейших на озере кладбищ, относящееся к романской церкви Сан-Зено XI века. Его стены опираются на фундамент, построенный еще в древнеримскую эпоху.
В СТОРОНУ РОСКОШИ
Абсолютно иной характер имеет расположенная к югу от Гарньяно Гардона Ривьера, которую называют «Городом садов». Посреди буйной растительности проложены живописные аллеи, возвышаются виллы и отели. Самая красивая часть города — это парк, спускающийся каскадами по склону холма, где растут ценные и экзотические породы деревьев. Необычные виды растений, в том числе характерные для Северной Африки, можно увидеть в ботанических садах Хруска, основанных в 1910 году. Над городом возвышается Вилла Витториале, построенная в стиле ар-деко для поэта Габриэля д'Ан-нунцио (1863—1938). Ее затемненные окна и набор эксцентричных предметов внутри (кровать в виде гроба и военное судно в саду) запоминаются надолго.
Путешествие вокруг озера Гарда мы завершим в соседнем городе Сало. От порывистых холодных ветров он защищен горой Монте-Сан-Бартоломео высотой 568 м. Именно здесь и начинается Ривьера Брешиана — побережье с роскошными виллами и прекрасными отелями, расположенными среди полутропических садов. Сало отлично вписывается в эту атмосферу — очаровательный город, полный узких улочек и домов с пастельными фасадами. Его расположение было изменено после землетрясения 1910 года.
Полуостров Сирмионе
На юге в озеро Гарда врезается узкий полуостров Сирмионе. Прелесть этого места оценили еще древние — здесь располагалась вилла римского поэта Ка-тулла (87—54 гг. до н.э.). Здесь же, в комплексе Гротте ди Катул-ло, среди старых деревьев, можно увидеть руины домов, терм и магазинов, которые в I веке до н.э. представляли собой нечто вроде курорта для знатных римлян. Остальные археологические находки, в том числе фрагменты мозаик и фресок, хранятся в Музее древности, который размещается в скромном здании на близлежащем пляже.
Самым важным памятником древности на полуострове является стоящий у его основания замок Скалигеров XIII века. Его основателем, по всей вероятности, был Мастино I. Это суровое здание с башнями выглядит весьма внушительно. Замок, окруженный рвом, на протяжении веков выполнявшим оборонительную функцию, соединялся с сушей подъемным мостом. Крепость была спроектирована так, чтобы атакующие ее с кораблей попадали прямо под дула замковых пушек. Если же, несмотря на это, врагам удавалось форсировать ров и взобраться на стены, им давали отпор с главной башни. На территории крепости находился также порт, охранявший рыбаков и служивший гаванью. Все эти укрепления не сильно пригодились. В 1405 году Сирмионе стал собственностью Венецианской Республики. Сегодня в поросшем водяными лилиями рву разводят карпов, а крепостные стены служат смотровой площадкой: открывающаяся с них панорама поразительно хороша.
К крепостным стенам примыкает городок Сирмионе. Передвигаться по нему можно только пешком. Узкие улочки с каменными домами заполнены туристами со всего света. Жаждущие тишины посещают памятники архитектуры: церковь Санта-Ма-рия-Маджоре XV века либо церковь Сан-Пьетро, построенную в 765 году в самой высокой точке города, с романской колокольней XI века. Внутри этой церкви можно увидеть фреску XII века «Христос во славе». Вдоль восточного берега полуострова начинается прогулочная тропа, ведущая вдоль горячих серных источников. Идя по ней, можно добраться до Спьяджа Лидо делле Бион-де с ресторанами, кафе и пляжем, где можно отдохнуть и поплавать в озере.
Романтический ореол
Современная Верона — это динамично развивающийся город, что не означает, что он подвергся глобальной урбанизации и утратил свою сформировавшуюся на протяжении веков индивидуальность. Традиции, история и современность создают здесь единую, хотя и разнородную мозаику. В старых палаццо сегодня размещаются отели и магазины, древние монастыри превратились в музеи. К счастью, миф о Ромео и Джульетте — несчастных (хоть и не существовавших в действительности) влюбленных—по-прежнему присутствует в жизни города, окружая его романтической аурой.
Праздник оперы и драмы
Ежегодно, с начала июля до начала сентября, в Вероне проходит оперный фестиваль. Спектакли идут с наступлением сумерек в романтической обстановке, на фоне веронской Арены и в многочисленных храмах. С неизменно большим размахом ставится «Аида» Верди. Несмотря на то, что акустика Арены оставляет желать лучшего, а зрители ведут себя весьма шумно, участие в этом мероприятии приносит необыкновенные ощущения и оставляет яркие воспоминания. В соответствии с традицией, в зрительном зале за десять минут до поднятия занавеса зажигают маленькие свечи; внезапно полная темнота освящается морем светящихся точек. Оперный фестиваль совпадает по времени с организуемым в Театро Романо шекспировским фестивалем. Для почитателей и знатоков оперного и драматического искусства - это настоящий праздник.
Обязательная пасседжиата
Пьяцца-Бра и Пьяцца-делле-Эрбе соединены между собой Виа-Маццини -узкой улицей, закрытой для автомобильного движения. Это самая элегантная улица Вероны, на которой находятся дорогие магазины с эксклюзивной одеждой, обувью и украшениями. До наших дней сохранился здесь характерный для средиземноморских городов обычай послеобеденных и вечерних пеших прогулок (пасседжиата), которые обычно начинаются в пять часов вечера и в которых принимают участие целые семейства. В это время Виа-Маццини заполняется пожилыми, молодыми и самыми маленькими жителями города, которые, одевшись по последней моде, беседуют, сплетничают и совершают сделки. Очарования этому месту добавляет виднеющаяся на заднем плане Арена и средневековые палаццо. Веронцы придают этим встречам огромное значение, поскольку они усиливают ощущение общности. Туристам же из других стран и крупных городов этот обычай кажется странным и несерьезным.
Винный регион
В окрестностях Вероны и озера Гарда производится первоклассное вино. В регионе Бардолино его делают из сорта винограда Корвина - как правило, оно легкое, с отличным вкусом и фруктовым букетом. А в окрестностях Вапь-поличелло производят крепкие и очень сладкие вина с ярким цветом, например, крепкое Рипасса Вальполичелла. Особенно ценится Речьоте делла Валь-поличелла - крепкое сладкое вино, изготавливаемое из отборных сортов винограда, высушенного на ветру. Урожай 2003 года получил международный знак отличия. Также здесь производится вино Речьото Амароне, которое подвергается более длительной ферментации - за счет этого уменьшается содержание сахара. Это одни из самых крепких вин в мире. Также здесь производятся красные вина из сортов Каберне Совиньон и Мерло.
Картофельный король
За несколько дней до начала Великого Поста в Вероне проводится Баканал дель Ньоко - один из старейших карнавалов в Италии. Традиция его проведения восходит к 1531 году, когда богатый веронский врач Томмазо да Вико передал значительную сумму для помощи неимущим жителям города. Одной из форм помощи была ежегодная организация во время проведения карнавала «Картофельной пятницы», во время которой гостей угощали обедом, состоящим из картофельных клецек в соусе. И сегодня картофельные клецки (gnocchi) в сочетании с отменным вином привлекают сюда многих людей. Город заполняется пестрой яркой толпой. Кульминацией карнавала становятся выборы Папа дель Ньоко, то есть Короля клецки.