Новости сайта
...
Опубликовать
English for Travel

Английский для путешествий


Найти экскурсию

Греческие острова

Греция расположена в Юго-Восточной Европе, в южной части Балканского полуострова. Состоит из континентальной части, отделенного от нее Коринфским каналом Пелопонесского полуострова и из примерно 2 тысяч островов, которые вместе составляют около 20% общей площади страны. Гористые острова Кос (290 кв. км), Калимнос (109 кв. км) и Нисирос (41 кв. км) лежат в центре архипелага Додеканес, протянувшегося вдоль побережья Малой Азии. Несмотря на близкое расположение по отношению друг к другу, каждый остров обладает собственным характером, который зависит в первую очередь от природных условий. На пейзаж Нисироса повлияли вулканические процессы, на Калимно-се, почти лишенном растительности, преобладают горы, зато Кос, самый плодородный из островов архипелага, гордится своими песчаными пляжами, которые почти непрерывной линией тянутся вдоль всего побережья. На островах царит субтропический средиземноморский климат.
В юго-восточной части Эгейского моря, у побережья Турции, расположен архипелаг, состоящий из 12 больших и нескольких десятков маленьких островов; в центральной его части находятся острова Кос, Калимнос и Нисирос. Это Додеканес (Южные Спорады) — с одной стороны, типично греческий архипелаг, напоминающий Кикладские острова, с белыми домиками, уцепившимися за отвесные скалы, и крутыми улочками, но в то же время — и восточный, немного итальянский.
Подобная разнородность имеет свои причины. Острова, лежащие вдалеке от Афин и континентальной Греции, на протяжении столетий многократно подвергались завоеваниям и набегам. Их заселяли разные народности, со своей культурой и традициями. В доисторические времена это были минойцы (около 1600 г. до н. э.) и ахейцы (около 1400 г. до н. э.), затем дорийцы (около 1100 г. до н.э.), которые, видимо, больше других сделали для культурного и экономического развития островов. После них здесь господствовали персы (V век до н. э.) и птолемеи (III в. до н.э.), в конце концов, в I веке до н.э. острова попали под власть римлян. После распада Римской империи они вошли в состав Византийской империи. В начале XIV века здесь появились иоанниты (рыцари Св. Иоанна или рыцари Мальтийского ордена), создавшие в 1309 году на Родосе собственное государство. Следы их более чем двухсотлетнего господства на Додеканесе особенно заметны, поскольку нет острова, где они не построили бы крепости. С 1522 года архипелаг принадлежал Османской империи, пользуясь в тот период относительной автономией. И только в 1912 году, после проигранной турками войны, на острова вступили итальянцы. Наконец, в 1947 году, после короткой немецкой оккупации (1943—1945), острова были присоединены к Греции.
Бурная история Додеканеса не могла не повлиять на характер островов. Благодаря этому мы можем сегодня на относительно небольшой территории осматривать стоящие рядом старинные постройки дорийцев, классические храмы, византийские церкви и монастыри, средневековые крепости иоаннитов, следы восточной архитектуры времен турецкого завоевания, монументальные здания периода итальянской оккупации, а также современную, главным образом туристическую, застройку.
Любители таинственных и суровых пейзажей должны отправиться на Нисирос, где вулканические колебания, булькающая грязь, вездесущий запах серы и таинственные звуки, доходящие из глубин Земли, переносят нас во времена зарождения жизни на нашей планете. Любителей подводного плавания заинтересует Калимнос с его традиционной ловлей губок и лучшей в Греции школой ныряльщиков, слава которых достигает берегов Северной Африки и Флориды. А сторонников пляжного отдыха, купания, танцев и громкой музыки как магнит притягивает Кос.
Остров Кос
Кос—второй по величине гористый остров Додеканеса, расположенный совсем рядом с Малой Азией. Знаменит возникшей в IV веке до н. э. медицинской школой при святилище Аскле-пия, а также производством тончайших тканей, ароматного масла и амфор. В период эллинизма (330—30 гг. до н. э.) остров был важным центром, связанным с Александрией. Испокон веков сюда приезжали со всех концов света, чтобы исцелиться от болезней в Асклепионе. Сегодня остров посещают прежде всего молодые, здоровые и спортивные любители купания и водных видов спорта.
Пейзаж Коса очень разнообразен. Это самый плодородный остров архипелага. Куда ни бросишь взгляд, кругом луга, пастбища, поля пшеницы. Выращивают здесь и овощи, особенно популярный в Греции местный вид салата. Восточные побережья гористые, и хотя высота гор не превышает 846 м, в верхней части они скалистые и лишены растительности. Внизу, на склонах, растут сосны и фиговые деревья.
Кос, как и большинство греческих островов, ассоциируется с пляжным отдыхом и шумными курортами. Соответствующими развлечениями пользуется большинство туристов. Те же, кто хочет познакомиться с подлинным Косом, должны отправиться вглубь острова. Здесь, в полутора десятках километров от города Кос, столицы острова, в окрестностях самой высокой вершины, Дикеоса (846 м), расположены деревни Асфендиу. Это живописные поселения, скрытые в лесах, покрывающих горные склоны. Добраться сюда нелегко, однако наградой за труды служит знакомство с настоящей островной Грецией.
Крутая дорога петляет среди единственных оставшихся на острове лесов. В конце дороги из зелени вырастают белые, как будто игрушечные, домики, увитые геранью, бугенвиллиями, олеандрами, живописно собранные вокруг византийской церкви. Перед нами Зиа, Асоматос, Лагуди, Евангелистрия и Агиос Димит-риос. Белые дома, разделенные сетью узких улиц, таверны, магазины, ларьки, обвешанные яркими украшениями, создают неповторимую атмосферу. Жизнь здесь течет в установленном веками медленном ритме, а жители посвящают время традиционным занятиям. К сожалению, Асоматос облюбовали иностранцы, которые выкупают и обновляют местные дома, не всегда считаясь при этом с региональным стилем застройки. В деревню Зиа приезжают целые автобусы туристов — на так называемые греческие вечера.
ВПЕЧАТЛЯЮЩИЙ МАРШРУТ 
Мы с сожалением покидаем эти чудные края, отправляясь на запад. Через несколько километров нашему взгляду открываются лежащие на юго-западном склоне горы Дикеос развалины византийского города Пальо-Пи-ли. Здесь уже давно никто не живет. Крутая тропинка ведет меж покинутых, разрушенных домов и ветхих церквей. До наших дней сохранилось лишь несколько часовен, стены которых покрыты выцветающей с каждым годом росписью. Город скрыт в лесистом ущелье, а над ним прямо из отвесной скалы вырастают полуразрушенные стены прежней крепости. После мучительного подъема мы подбираемся к ним. Столетия назад в стенах крепости местные жители укрывались от пиратских набегов. Здесь же Блаженный Христодулос, основатель монастыря Св. Иоанна на острове Патмос, построил в XI веке церковь Ипапандис.
Мы следуем дальше на запад, минуя расположенную на южном побережье острова Кардамаину— людный курорт, каких много и на греческих островах, и на Ба-леарах, и в любом другом месте, где процветает массовый туризм. Жаль времени, потому что перед нами Антимахея — родосский замок иоаннитов, относящийся к XIV веку. По сей день над главными воротами виден герб Пьера д'Обюссона — великого магистра ордена в 1476—1503 годах. Ощерившиеся бойницами стены и приземистая башня подавляют своей мощью. В этом нет ничего удивительного, поскольку крепость была не местом обитания крестоносцев, а тюрьмой для их врагов. Со стен замка мы можем увидеть поля, сады цитрусовых, оливковые рощи, виноградники и белые городки, разбросанные среди невысоких холмов...
Переполненные впечатлениями, мы отдохнем на одном из прекрасных песчаных пляжей, тянущихся почти вдоль всего побережья. В разгар сезона здесь обычно трудно найти свободное место. На северном побережье веет морской бриз и практически целый год можно заниматься виндсерфингом — это одно из лучших мест в Европе для этого вида спорта.
Расположенные на побережье Тигкаки, Мармари и Мастихари были когда-то маленькими рыбацкими деревушками. Теперь они превратились в усеянные отелями, барами и ресторанами курорты, которые могут принять несколько тысяч туристов. К несомненной достопримечательности этого места стоит отнести возможность увидеть соленые болота Аликес. С января по апрель соляные копи служат прибежищем для сотен болотных птиц, в том числе шилоклювки и ходулочника, а также местом кормления болотных черепах.
Кос — столица острова
В городе Кос соседствуют древние руины, монументальные итальянские здания, средневековые стены и восточные по форме строения. Вдоль узких пляжей тянутся отели. Картину дополняет толпа, клубящаяся поблизости порта, рынка и приморского бульвара.
Мы идем по запутанным улочкам, созерцая руины греческих и римских построек. Их так много, что город поделен на 3 зоны: восточную, центральную и западную. Парадоксальным образом эти памятники были открыты благодаря землетрясению, произошедшему на острове в 1933 году. Оно привело к значительным разрушениям, прежде всего в пределах Старого города, но в то же время высвободило из-под средневековой застройки множество памятников древности. В начале XX века итальянские археологи открыли здесь останки города Меропис, основанного в 366 г. до н. э. дорийцами. Было раскопано несколько храмовых колонн, фрагмент пропилеи, остатки стен, карнизов и каменной кладки... Хотя на основе всего этого весьма трудно представить себе первоначальный вид здания. А ведь во времена своего расцвета, на рубеже IV и III веков до н.э., город насчитывал несколько тысяч жителей. В нем была прямоугольная сеть улиц, окруженная дорическим портиком агора, гимнази-он с палестрой, стадион, великолепные храмы и дома, внутренние дворики которых были украшены мозаиками с мифологическими сценами и растительными мотивами.
К римским памятникам относятся руины Каса Романа — виллы в помпейском стиле. В ней было 26 комнат и 3 дворика с бассейнами, окруженных колоннами.
Мы найдем здесь также древний одеон, в котором хорошо сохранились ряды сидений из мрамора (для элиты) и известняка (для народа). Когда идешь вдоль руин, невольно возникает мысль о разрушительной силе времени.
Менее жестоко время обошлось с могучим замком иоанни-тов, построенном в XIV веке и до сих пор возвышающимся над городом. В период завоевания островов турками замок был важным стратегическим пунктом и исполнял защитную функцию. Когда-то его отделял от города глубокий ров с каменным мостом. Крепость сохранилась в хорошем состоянии и сегодня мы все еще можем созерцать двойной пояс укреплений с башнями и бастионами. На могучих, украшенных горгульями воротах виден герб Великого магистра ордена в 1377—1396 гг. Хуана Фернандеса де Эредиа.
ДЕРЕВО ГИППОКРАТА
Напротив замковых ворот растет знаменитый платан Гиппократа, почтенное дерево 14 метров в обхвате. Могучий ствол поврежден, толстые нижние ветви поддерживаются металлическими конструкциями, и, несмотря на это, на дереве еще появляются новые листья. Говорят, платан был посажен самим Гиппократом — по крайней мере, так гласит табличка на ограждении. Однако это не может быть правдой, поскольку Гиппократ жил на острове Кос в V веке до н. э., а платан, как утверждают дендрологи, не может быть старше 700 лет.
Неподалеку от платана Гиппократа можно увидеть два турецких фонтана XVIII века. Один из них — крытый, с красным куполом на шести коринфских колоннах, — построен из песчаника. Другой, перестроенный из античного саркофага, имеет форму желоба, куда стекает вода, и служил раньше для ритуальных омовений перед молитвой в близлежащей мечети Гази-Хасан-Паша. Эта уже не действующая мечеть была построена в XVIII веке и благодаря форме бокового портика называлась «мечетью с лоджией». В отдалении, среди деревьев, виднеется красная башня очередного минарета. Это мечеть Дефтердар, где находится мавзолей Хаджи Паши, знаменитого предводителя турецкой армии начала XVIII века.
Асклепион
Одно из важнейших археологических мест на острове находится в четырех километрах к юго-за-паду от города Кос. Это Асклепион, бывший священным местом бога врачевания Асклепия и в то же время центром культовой медицины и практической терапии, которой занимались священнослужители-врачи. В Древней Греции это был самый известный из трехсот Асклепионов. Он возник в IV в. до н. э. на трех террасах, выбитых в склоне поросшей пиниями горы и соединенных друг с другом монументальными ступенями. На самой низкой, окруженной портиками террасе находились целебные источники, медицинская школа, помещения для больных, врачей и администрации. От всего этого сохранились только руины, в том числе стилобат (цоколь, на котором строится колоннада), площадки, колонны, ворота III века до н. э. На втором уровне размещался храм Аполлона III века до н. э., алтарь, окруженный ионической колоннадой, и 1есЬе - что-то вроде постоялого двора, места дружеских встреч и приюта на ночь для неимущих и бездомных. На третьей, самой высокой террасе, находился большой храм Асклепия, построенный во II в. до н. э. в дорическом стиле, самый важный объект святилища. Асклепион был подобием современного санатория. Больные приезжали сюда не только избавиться от своих хворей, но и отдохнуть и восстановить силы. Терапии предшествовала подготовка пациента в храме Асклепия. После принесения жертв и исполнения очистительных обрядов он проводил ночь в привратной части храма. Во сне больному являлся Асклепий и давал подсказки. Истолкование сна и назначение соответствующего лечения было делом священников. Пациентов подвергали различным практикам из области, как сейчас бы сказали, природной медицины: купаниям, постам, припаркам. Исцеленные оставляли в храме приношение, чаще всего изображающее излеченную часть тела, писали на мраморных стеллах историю болезни и исцеления.
Калимнос
Калимнос, наиболее недружелюбный из островов Додеканеса, отличается своими невысокими (до 678 м) горами и глубокими заливами. Места для земледелия тут немного — едва ли 18% площади острова, а его обитатели всегда жили за счет моря. По традиции здесь занимались ловлей губок, и слава ловцов достигала северного побережья Африки и даже Флориды и Кубы. До сих пор они считаются одними из лучших ныряльщиков в мире, хотя сегодня ловля губок уже не имеет такого значения, их колонии были прорежены в 1980-х годах. Несмотря на это, губки всё еще являются символом острова. Почти в каждом доме можно встретить их гигантские коллекции.
Восточное побережье острова, мрачное и бесплодное, почти не заселено. Исключение составляет зеленая долина Ватхи, поросшая цитрусовыми. Здешние деревушки Рина, Платанос и Метохо-ри, окруженные плодородными садами, получали большие прибыли от продаж апельсинов и мандаринов. Сегодня источником их доходов в большей степени является туризм. Из маленького порта Рина, бывшего пиратского укрытия, в котором сегодня действует лодочная мастерская, мы можем доплыть до близлежащей пещеры Даскалио — древнего места культа. С более близкого расстояния можно увидеть несколько других пещер с разноцветными натёками. Одна из них — приморский грот Кефа-ла. Стоит также осмотреть расположенную к юго-западу от Ри-ны «Пещеру Семи Дев» (Пещера нимф), которая в древности была местом культа нимф.
Несмотря на памятники культуры и природы, остров не пользуется большой популярностью у туристов, для которых единственный признак удавшегося отдыха — солнечные морские купания. Если уж они попадают на Калимнос, то предпочитают западное побережье.
Потия и окрестности
Самый большой город Калим-носа — Потия, город шумный, людный, не слишком красивый, зато истинно греческий. Он расположен амфитеатром у подножия горных склонов, крутых и обнаженных. Дома пастельных тонов — белые, голубые и цвета охры — поднимаются вокруг залива. По узким, петляющим улочкам текут толпы туристов и местных жителей. В приморских
кофейнях сидят мужчины в соломенных шляпах и матросских кепи — быть может, капитаны дальнего плавания, а может, торговцы... Отовсюду слышен рев мотоциклов. Ночью жизнь в городе кипит. Из кафе, баров, таверн до утра звучит ритмичная музыка, смех и разговоры. Спокойно взирает на это бронзовая русалка — символ города, — сидящая на прибрежной скале. Это одна из 43 скульптур, подаренных городу местными художниками Ириной и Михалисом Коккинос.
Хаос, толпа и средиземноморский колорит — так можно кратко охарактеризовать столицу острова. А если мы попадем сюда на Страстной неделе, то сможем увидеть торжественные процессии и богослужения, а также поучаствовать в шумном, окрашенном петардами и фейерверками праздновании Пасхи.
Осмотр Потии, а точнее, беззаботную прогулку по ее улицам, мы начинаем в порту, где на волнах кристально-чистой воды колышутся разноцветные рыбацкие лодки. На берегу разместились лотки с морскими губками и ракушками, таверны и рестораны. Прибывшим на остров бросаются в глаза характерные здания в итальянском стиле, который многие называют «мавританским ар-деко». Их характерные черты: арки, круглые окна, купола, скромные орнаменты, оштукатуренные и окрашенные в пастельные тона. Таков, например, старинный Губернаторский дворец (сегодня в нем размещается торговый пассаж), ратуша или собор XIX века Сотирос Христу с характерной серебристой крышей. В нем мы можем увидеть прекрасный резной иконостас
Гианулиса Халепаса (Giannulis Chalepas). Интерьер церкви украшен чудесными фресками и иконами местных художников.
ВОКРУГ холмов
Столь же прекрасные храмы мы увидим на холмах над городом. Это белый, с красной крышей, монастырь Св. Савваса. В одной из часовен в самой старой части монастыря находится гробница Св. Савваса, покровителя острова, обладавшего, по легенде, необыкновенным даром исцеления. Стоит зайти сюда и для того, чтобы полюбоваться великолепными видами на залив.
Мы спускаемся на набережную. Здесь расположен Музей судоходства и народного творчества, где мы можем познакомиться с историей и различными техниками ловли и обработки морских губок, а также увидим коллекцию национальных костюмов.
Немного дальше, там, где кончается центр города, в классицистическом здании с прекрасным садом размещается Археологический музей, который обязательно надо посетить, будучи в По-тии. Помимо экспонатов периода минойской культуры, микенской и эллинской эпох, мы увидим тщательно восстановленные интерьеры XIX века — меблированные и снабженные предметами ежедневного пользования спальни, кабинеты, магазины, фотоархивы Николаоса Вувалиса, предпринимателя и торговца губками в XIX веке. Из-за небольшой площади многие экспонаты не могут быть выставлены, поэтому планируется перенесение коллекции в новое здание.
Едва ли не большее количество памятников старины ожидает нас в окрестностях Потии. В 2 километрах на северо-запад лежит Хорио, средневековая столица острова, сегодня исполняющая функции жилого пригорода. По соседству с ней возвышается Кастро Хризохериас — крепость иоаннитов, построенная в XV веке на месте византийского замка. Внутри превратившихся в руины стен находится монастырь Злато-рукой Богородицы.
А в 200 метрах к северу от города высятся фрагменты укрепленного византийского города Пера Кастро, куда мы можем попасть по лестнице, ведущей с восточной части Хорио. Внутри разрушающихся стен нашему взору являются руины более чем тысячелетнего города, который в XIII веке был расширен венецианцами. Именно здесь начиная с XI века жители Хорио укрывались от набегов турков-сельджу-ков. Части каменных домов, несколько хорошо сохранившихся белых часовен, выбитый в камне герб иоаннитов—вот всё, что от него осталось.
И вот, наконец, перед нами последний из окружающих Хорио памятников — расположенная к северо-западу от города базилика Христа Иерусалимского. Это одно из старейших на острове священных мест. Храм был построен, а точнее, встроен в руины античного святилища Аполлона в IV веке византийским императором Аркадием (377—408) в благодарность за чудесное спасение из шторма при возвращении из Святой Земли.
Нисирос - творение Посейдона
Cогласно легенде, остров Нисирос сотворил Посейдон, отломив кусок от острова Кос, чтобы бросить в гиганта Полибота. Доходящие сегодня из-под земли звуки—это, должно быть, стоны побежденного великана. На самом деле они, конечно, связаны с вулканическими процессами, поскольку остров лежит в вулканическом поясе, проходящем через Эгину, Порос, Милос и Тиру.
Небольшой, почти круглый Нисирос, расположенный в центре Додеканеса, — идеальное место для... максимум однодневной экскурсии. Так, по крайней мере, утверждают туристы, прибывающие сюда огромными толпами осмотреть самую главную достопримечательность — кальдеру и 6 кратеров, в том числе самый большой, Стефанос. Спустя несколько часов те же толпы туристов спешат возвратиться к своим шикарным отелям на побережье Коса. Недостаток песчаных пляжей и слабая туристическая инфраструктура отпугивают любителей массового отдыха. Зато сюда с удовольствием выбираются романтики и любители одиночества. Черные скалы, кратеры, клубы вулканических газов, горячие источники — весьма оригинальный, хоть и мрачный пейзаж. К счастью, не весь остров являет собой столь печальный образ. Ближе к побережью, на плодородной вулканической почве появляется буйная растительность, настолько густая, что издали напоминает тропический лес. Здесь растут оливковые, фиговые и миндальные деревья. Среди лесов и пастбищ скрываются немногочисленные поселения.
НА КРАЮ
Столица острова Мандраки, расположенная на северном побережье, насчитывает едва ли 9 сотен жителей. Похожие друг на друга белые и цветные двухэтажные домики с плоскими крышами, чудом держащиеся на крутых склонах, запутанные улочки и переулки, в которых легко заблудиться, — вот типичный образ этого городка. В районе Лан-гади улочки такие узкие, что их некогда разноцветные балконы, увитые гирляндами лука и помидоров, почти соприкасаются друг с другом. Сердце городка — площадь Иликиомени, где жизнь кипит почти круглые сутки. Днем местные жители и туристы сидят в кофейнях или же делают покупки в многочисленных, украшенных цветными карнизами магазинчиках. Ночью со всех сторон раздаются ритмичные звуки бузуки.
Над городком возвышаются руины Палеокастро — крепости, первые стены которой строили дорийцы около 2,6 тысяч лет назад. Перестроенная в XIV веке иоаннитами, она по сей день сохраняет укрепления IV века до н. э. К крепости из городка ведет лестница. Стоит подняться по ней, чтобы увидеть дорические колонны, огромные стены XI века до н.э., построенные из многоугольных глыб без использования раствора, и микенские каменные ворота.
Направляясь в сторону замка, мы попадаем в Музей истории и фольклора, который размещается в обновленном деревенском доме с традиционным хозяйством. Там мы можем увидеть, в частности, коллекцию вышивок, а также фотографии, запечатлевшие историю острова.
По соседству с крепостью возвышается, пожалуй, самая большая достопримечательность Мандраки — белый монастырь Богородицы в Пещере, построенный внутри стен, в свою очередь, возведенных иоаннитами около 1600 г. (по некоторым источникам, на 300 лет раньше). К монастырю ведет несколько сотен ступеней, по которым можно добраться до святого грота. Внутри монастыря мы увидим великолепный резной иконостас XVIII века и чудотворную икону Богородицы, покрытую золотыми и серебряными пожертвованиями. Церковь знаменита также тем, что во времена турецких набегов в ее иконах прятали сокровища.
В нескольких километрах к востоку от Мандраки расположена Лутра, известная геотермальными водами, а также небольшая рыбацкая деревушка Палой. Здесь, на шумной набережной с тенистой эспланадой, находится большая пристань для яхт.
Направляясь дальше на юг, в сторону вулкана, мы увидим опустевший городок Эмпорейо. Разрушенные дома едва удерживаются на краю кальдеры. В подвалах некоторых из них находятся паровые бани, использующие водяной пар из земных недр.
Нисирос - лунный пейзаж
В центральной части острова Нисирос находится огромная кальдера длиной 2,5 км и шириной более 900 м, возникшая во время извержения вулкана. Ученые не сходятся во мнениях, споря о времени этого извержения. Одни считают, что оно произошло 44, а другие — 24 тысячи лет назад.
Во время извержения из глубины земли исходило огромное количество лавы, пирокластиче-ского материала (вулканических бомб и пепла, лапилли), а также газов и водяного пара. В результате взрыва возникла кальдера, первоначально около 3 км в диаметре. На поверхности окружающих кратер горных склонов сформировалось покрытие из пемзы — легкого, пористого вулканического стекла, богатого кремнезёмом, — местами доходящее до 100 м.
Это не было первым извержением вулкана в истории Нисироса, поскольку самые древние залежи пемзы насчитывают, как показывают исследования, около 150 тысяч лет. Исторические источники свидетельствуют о частых вулканических явлениях в 1422—1888 гг. Однако они протекали иначе, и их нельзя сравнить по катастрофической силе с извержением тысячелетней давности. В 1996—1997 гг. вулканическая активность кальдеры неожиданно возросла. Чаще начали появляться выбросы водяного пара и пепла. По этой причине кальдера была взята под контроль сейсмологами и вулканологами, работающими в рамках международной программы Geowarn (Geospartial Systems), которая финансируется Европейским Союзом.
С острова на остров
Три острова архипелага Додеканес: Кос, Калимнос и Нисирос— демонстрируют специфику природы и культуры почти всей островной Греции. Мы встретим здесь горы с крутыми, изрезанными склонами и широкие песчаные пляжи с белым песком, почувствуем серные испарения кузницы Гефеста в вулканической кальдере и ласковое касание волн изумрудного моря, увидим руины древних и средневековых зданий.
Пасха на островах
Пасха на островах отмечается необыкновенно торжественно, поскольку это главный церковный праздник в Греции. Особенное внимание уделяется воскрешению, а не распятию, поэтому этот праздник очень веселый и радостный. Обряды и символика праздника относятся к византийскому прошлому, когда возник, например, обычай печь круглый хлеб и помещать в середину красное яйцо. В это время проходят красочные процессии и торжественные богослужения, в которых участвуют целые семьи. Женщины готовят особые праздничные блюда. В Вербное воскресенье, предшествующее Страстной неделе, греки дарят друг другу зеленые кресты, сплетенные из пальмовых ветвей. Страстная пятница - день сокрушения. По улицам следует процессия, напоминающая о Страстях Господних и погребении Спасителя. Ночные богослужения совершаются на протяжении всей Страстной недели, однако самое главное из них-Великое Воскресное богослужение в Страстную субботу. В его начале настает один из самых торжественных моментов - литургия света. От пламени большой свечи, которую держит священник, верующие зажигают свои свечки, свет которых освещает погруженный до этого момента во мрак храм.
Оливки и маслины
Греки часто повторяют, что без маслин не было бы жизни, здоровья и настоящей любви. Подобное убеждение берет свое начало в древности, когда за срубленное оливковое дерево наказывали смертью или изгнанием. Воспетые поэтами оливковые рощи служили местом романтических встреч. Испокон веков маслины были основой пищи жителей Средиземноморья. И это неудивительно, ведь они содержат множество питательных веществ: аминокислоты, жиры, эфирные масла и микроэлементы. Оливки, предназначенные непосредственно в пищу, срывают с дерева еще недозрелыми, пока они горькие, а затем подвергают различным процессам, в результате которых они приобретают именно оливковый или черно-фиолетовый цвет и становятся гораздо приятнее на вкус. Их можно использовать для приготовления самых разнообразных закусок, салатов и множества блюд, например, популярного во всем мире греческого салата, который греки называют «хориатики».
Сиртаки, или Зорба
Характерным элементом пейзажа греческих островов являются живописные византийские церкви - одинокие, возведенные на возвышенностях и окруженные как будто игрушечными домиками деревушек. Это величественные монастыри или совсем маленькие церквушки, побеленные или цвета охры. Почти все они построены в форме греческого креста, центр которого покрывает купол. Часто купола появляются также над пресвитерием и боковыми нефами. Внутри обычно довольно темно, свет дают лишь огоньки тоненьких свечей, зажженных верующими, и немного света падает через маленькие окна. Пахнет ладаном. Напротив входа, перед алтарем, - иконостас, преграда, покрытая иконами.
Сиртаки повсеместно считается популярным народным танцем, и это большая ошибка. Он только своим характером и хореографией близок к греческим народным танцам. Сиртаки происходит от быстрой и медленной вариаций танца хасапико. Его популярность связана с музыкой Микиса Теодоракиса к фильму «Грек Зорба» (1964) Михалиса Какояниса. Именно по этой причине танец когда-то назывался танцем Зорбы или попросту зорбой. Сиртаки танцуют не в кругу, взявшись за руки, а наоборот, танцоры (по традиции только мужчины) встают в ряды, кладя руки на плечи соседа. Это отличает сиртаки от большинства греческих народных танцев. Первоначальный темп 4/4 вместе с ускорением музыки меняется на 2/4. Сегодня сиртаки является местной достопримечательностью, которую играют в тавернах или для туристов на так называемых греческих вечерах.
Византийские храмы
Характерным элементом пейзажа греческих островов являются живописные византийские церкви - одинокие, возведенные на возвышенностях и окруженные как будто игрушечными домиками деревушек. Это величественные монастыри или совсем маленькие церквушки, побеленные или цвета охры. Почти все они построены в форме греческого креста, центр которого покрывает купол. Часто купола появляются также над пресвитерием и боковыми нефами. Внутри обычно довольно темно, свет дают лишь огоньки тоненьких свечей, зажженных верующими, и немного света падает через маленькие окна. Пахнет ладаном. Напротив входа, перед алтарем, - иконостас, преграда, покрытая иконами.