Тоскана — административный регион в Центральной Италии со столицей во Флоренции. Площадь Тосканы составляет 20990 кв. км. На северо-западе граничит с Лигурией, на севере — с Эмилией-Романьей, на востоке — с Умбрией и Марке, на юге — с Лацио, на западе — с Пьемонтом и занимает 320 км побережья Тирренского моря. К ней также относятся острова Тосканского архипелага, в том числе Эльба, Монтекристо, Капрайа, Горгона, Пиа-ноза. Население региона — около 3,5 млн человек, большинство — католики. Широко развитая туристическая база и приятный климат позволяют гостям наслаждаться красотой этого региона долгие месяцы. Особый интерес вызывают Флоренция, Пиза, Сиена и Лукка. Тоскана — сельскохозяйственный регион, здесь выращивают главным образом зерновые культуры, картофель, оливки, бобы, виноград, артишоки, сливы. Кроме того, Тоскана — известный производитель вина и оливкового масла.
Тоскана — один из основных туристических центров мира и один из прекраснейших регионов Италии. Гостей привлекают сюда памятники, музеи и великолепное вино. Благодаря мягкому климату туристический сезон длится с начала весны до конца осени. Тоскана занимает разделенную речными долинами горную и возвышенную территорию Северных и Центральных Апеннин (Лигурийские Апеннины и Тосканские Апеннины). Низины занимают около 8% территории и присутствуют только на побережье (Маремма). К этому же региону относится и прекрасный Тосканский архипелаг с самым большим островом Эльба.
Тоскана — это полные очарования, расположенные на холмах средневековые каменные города, где женщины на порогах домов занимаются шитьем; это горшки с цветами на улицах, виноградники, оливковые рощи и повсюду — произведения искусства. Одним словом, квинтэссенция Италии. Из тосканского диалекта развился современный литературный язык. Во многом это произошло благодаря Данте Алигьери — «Божественная комедия» была написана именно на этом диалекте. Другие знаменитые личности, связанные сТосканой, — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Франческо Петрарка, Рафаэль Санти и Сандро Боттичелли.
Памятники Тосканы отражают историю Апеннинского полуострова — историю постоянных войн и захватов. Сохранилось немного построек эпохи римлян, но большинство памятников относится к эпохе Средневековья — эпохе относительного спокойствия и независимости городов.
Тоскана — туристический регион. И хотя в ней есть места, более или менее известные, нет таких, куда не добрались бы туристы. Составляя план поездки, стоит оставить себе немного свободного времени. Людная Флоренция, лучше всего сохранившиеся в Европе средневековые города — Сиена и Сан-Джиминьяно, Пиза с необыкновенной башней, завораживающая Лукка, а между ними — гораздо менее известные, но не менее очаровательные памятники старины, вино в придорожных тавернах и, вдобавок, особенно гостеприимные, хотя порой слишком шумные жители... В Тоскану хочется возвращаться снова и снова.
Флоренция
Своими корнями история Флоренции уходит во времена Юлия Цезаря. В 59 г. до н.э. он основал на месте старого этрусского города колонию для бывших легионеров. Отсюда — шахматный порядок улиц. Сегодня Флоренция — это один большой музей. Здесь прошлое переплетается с настоящим. Однако, как и столетия назад, символом города остается видимый из любого его уголка и в то же время один из самых знаменитых храмов мира собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Его легко узнать по огромному красному куполу с характерными белыми полосами. План постройки возник в конце XIII века. В подземельях можно найти останки стоявшего когда-то на этом месте собора Санта-Репа-рата, возведенного, по-видимо-му, за 9 веков до этого. Величественная кампанила (колокольня) собора—творение Джотто, одного из наиболее новаторских художников своего времени. Джотто также был назначен на пост главного архитектора. Сильное впечатление производит и фасад собора. Более ранний, оригинальный проект Арнольфо ди Камбио даже не успели довести до конца, когда в 1578 г. он был разрушен. Современный фасад неоготического вида возник лишь в 1871—1878 гг. по проекту Эмилио де Фабриса и почти сразу же столкнулся с резкой критикой. Разноцветные, богато украшенные внешние стены собора контрастируют с суровым интерьером. Могучее здание храма Ь должно было подчеркнуть превосходство Флоренции над городами-соперниками. Внутри помещается 30 тысяч человек.
ЧЕСТЬ ПОКРОВИТЕЛЮ
Еще одна важная достопримечательность — видимо, самое старинное здание Флоренции, Баптистерий святого Иоанна Крестителя. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах он был построен. Первые упоминания о нем датируются пятым столетием. Самыми интересными элементами здания являются его двери, главные из которых, южные, созданы Андреа Пизано. 20 верхних барельефов представляют житие святого Иоанна Крестителя, покровителя Флоренции.
Восемь нижних — символизируют смирение и другие добродетели. Над дверями видим надпись: "Andreas Ugalini nini de pisis me fecie A.D. MCCCXXX".(«Андреа Пизано построил меня в 1330 г.»). Северные двери считались гарантией того, что в будущем Флоренцию минуют эпидемии.
ГОРОДСКИЕ СОКРОВИЩА
К северу от собора находится, пожалуй, самая старая церковь Флоренции, базилика Сан-Лоренцо, построенная в IV веке. В 1060 году базилику перестроили в романском стиле. В XV в. по заказу Кози-мо Медичи Брунеллески достроил купол, и церковь приобрела современный вид. В Сан-Лоренцо находятся последние работы Донателло, законченные его учениками, - два бронзовых амвона.
В храме размещается спроектированная Микеланджело Библиотека Лауренциана. Вход в нее — яркий образец архитектуры маньеризма: концы балок перекрытия ничего не поддерживают, колонны сливаются со стенами, а огромные ступени лестницы плывут подобно потоку лавы.
Во Флоренции непременно нужно взглянуть на символ ее могущества — Палаццо Веккьо. Строительство этого здания, ныне выполняющего функции ратуши, было начато в 1299 году, оно задумывалось как резиденция правящей городом синьории. Здание выглядит так, как если бы оно было сжато — поскольку гвельфы (сторонники папы) запретили строительство на территории, принадлежащей ненавистным им гибеллинам (сторонникам императора). В середине XVI века был произведен основательный ремонт дворца.
В Палаццо Веккьо находятся произведения Джорджо Ваза-ри, братьев Майано, Донателло. Стоит заглянуть в Канцелярию, которая на протяжении многих лет была кабинетом Макиавелли и где хранятся бюст и портрет этого мыслителя и политического деятеля.
Путешествуя по Флоренции, нельзя миновать Понте Веккьо. Он был построен в 1345 г. на месте старого деревянного моста. Здесь испокон веков были торговые ряды. До XVI века мост занимали владельцы мясных, кожевенных и рыбных лавок. Во второй половине XVI века по повелению Медичи над арками был построен Коридор Вазари, закрытый переход между Палаццо Веккьо и Палаццо Питти. Тогда же место прежних лавочников заняли ювелиры. Сегодня мост заполнен людьми днем и ночью.
Пиза
Воздушные налеты времен Второй мировой войны привели к тому, что старинная Пиза частично была разрушена. Первоначально город был этрусской колонией, затем римской. В VII и VIII веках он находился под правлением лангобардов. Расцвет Пизы пришелся на XI—XII века, когда торговые связи и наличие порта сделали ее одной из средиземноморских твердынь. Благодаря своему богатству город обзавелся, в том числе, и колокольней, известной сегодня как Падающая башня. Однако поражение в битве при Мелории в 1284 г., а также заболачивание устья реки Арно, где находился порт, положило конец расцвету города. В 1406 году Пизу завоевала Флоренция, город был превращен в центр искусства и науки. Был возрожден Пизанский университет, где учился Галилей.
ЧУДЕСНОЕ ИСКРИВЛЕНИЕ
Знаменитая Падающая башня чудом пережила бомбардировки Второй мировой. Башня представляет собой один из элементов Кампо-деи-Мираколи (Поля чудес), где расположен также кафедральный собор, баптистерий и кладбище Кампо-Санто. Первоначально башня должна была стать колокольней собора. Ее строительство было начато в 1173 году. Неровно положенный фундамент привел к тому, что башня стала крениться и как бы «падать». С тех пор постоянно прилагаются усилия, чтобы сделать башню более устойчивой. Из-за угрозы падения в 1990 г. она была закрыта для посетителей. В 2001 г. башню вновь открыли, отклонение составляет примерно 4,5 м по вертикали.
ВКУС ВОСТОКА
Другое знаменитое строение Пизы — кафедральный собор Сан-та-Мария-Маджоре. Храм начали строить в 1063 г. Сочетание филяров, колонн и разноцветного мрамора с декоративными мотивами стало популярным в центральной Италии видом романского стиля. Жители Пизы заимствовали его на Востоке благодаря торговым отношениям с Византией и арабскими странами. В XIII веке свой художественный вклад в строительство собора внесли лучшие скульпторы города: Никколо Пизано и его сын Джованни. Скульптуры снаружи храма появились раньше, скульптуры работы Пизано находятся внутри собора и баптистерия. Портале-ди-Сан-Раньери, построенный в 1180 г., когда-то был главным входом, сегодня он скрыт за правым трансептом и представляет собой интересный элемент внутренних стен собора. Он состоит из 24 частей с изображениями сцен из Нового Завета. Бронзовые врата создал скульптор Бонанно Пизано. В архитрав портала встроены фрагменты римских фризов и резьбы II века. Посетители теперь входят через боковые двери с правой стороны храма.
В 1595 г. случился пожар, уничтоживший множество сокровищ собора и значительную часть интерьера, которая была восстановлена в 1602—1616 гг. В пожаре уцелели расположенная в апсиде мозаика 1302 г. «Христос во славе», а также надгробие Генриха VII 1315 г., лишь частично затронутое огнем. Некоторые из составляющих его скульптур были обновлены. Наиболее ценная из них — амвон работы Джованни Пизано, прекраснейшее из подобных творений во всей Тоскане. Отреставрированный после пожара, он был открыт для обозрения только в 1926 г. Фигуры на барельефе как будто отрываются от камня. В круглом баптистерии, строительство которого началось в 1152 году, стоит другой амвон—работы Никколо Пизано. Он покоится на темных фи-лярах, увенчанных аллегорическими фигурами добродетелей. Большинство скульптур в основании баптистерия — авторства сына и отца Пизано. Купель внутри храма относится к 1246 году. Восьмиугольная чаша поделена на четыре чаши поменьше, служащие для крещения новорожденных.
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛ
На Кампо-деи-Мираколи расположено средневековое кладбище Кампо-Санто. По легенде, земля для него привезена из крестовых походов. Благодаря этому знатные горожане могли покоиться в святой земле. Считалось, что земля обладает необыкновенными свойствами—спустя сутки от тела покойника остается только скелет. На кладбище можно увидеть захоронения, относящиеся к разным эпохам, в том числе саркофаги древних римлян. Привлекают внимание фрески, одни из лучших в Тоскане. Самая любопытная из них — «Триумф смерти», созданная после эпидемии чумы в 1348 году. На ней изображены три охотника рядом с тремя разлагающимися трупами.
Лукка - cокровище за стенами
Лукка — одно из интереснеи-ших мест Тосканы. Спокойный и уютный город окружен кольцом старинных городских стен с одиннадцатью бастионами и тремя въездными воротами. Вокруг них тянутся зеленые насаждения, улицы и новые районы. Изолированная старая часть производит впечатление города в городе. Все, что стоит осмотреть, находится внутри крепостных стен. Средневековый центр города — это сплошь площади, церкви и галереи. Улицы расположены в шахматном порядке — это наследие рационального римского градостроения. В VI—VIII веках город был одной из резиденций ланго-бардских королей, а затем маркграфов Тосканы и первым центром христианства во всем регионе. В Средневековье Лукка была центром ремесел и торговли шелком. В XIV веке она завоевала Пизу и Пистойю. В последующие века город пришел в упадок и лишь в 1805—1814 гг. сделался столицей вновь образованного княжества Лукки и Пьомбино. В 1847 г. Лукка была присоединена к Тоскане, в 1860 г. вошла в объединенное Королевство Сардинии.
Сердце города — Пьяцца Сан-Микеле. Здесь находится исключительно прекрасный, построенный в 1070 г. на месте бывшего римского форума храм Сан-Ми-келе-ин-Форо. На его фасаде — великолепная композиция из разноцветных полос мраморного оклада, миниатюрных лоджий и перекрещенных колонн. Это типовые элементы пизанского стиля в романской архитектуре, возникшего под влиянием связей Пизы с Востоком. Такое архитектурное взаимопроникновение в Лукке встречается довольно часто. Интерьер церкви тоже скрывает настоящие сокровища — например, полотно конца XV века «Святые Иероним, Себастьян, Рох и Елена» кисти Филип-пино Липпи (1454-1504).
УКРАШЕННЫЙ СОБОР
Если мы двинемся на юго-запад от Сан-Микеле-ин-Форо, нашему взору предстанет великолепный Палаццо Дукале — построенная в XVI веке резиденция правителей Лукки, украшенная колоннадой в стиле маньеризма. В южной части города находится собор Сан-Мартино. По традиции считается, что первую церковь на этом месте основал в VI веке Св. Фредиано, ирландский монах. Два столетия спустя здесь была епископская резиденция. Нынешнее здание начали строить в 1060 году по повелению Ансельма да Баджио, епископа Лукки. Когда строился собор, уже существовала нижняя часть приземистой кампанилы, соседство с которой приводит к явной асимметрии. Главный элемент фасада — вереница прекрасных барельефов XIII века вокруг атриума и входных дверей. Они представляют библейские сцены. На панно изображены сцены из жития Св. Мартина, а также работы, связанные с определенными временами года: давка винограда, молотьба, охота, сбор урожая. Внутри собора нам откроется множество произведений искусства. У входа стоит скульптура XIII века, которая изображает святого, делящего свой плащ, чтобы отдать его нищему. В середине нефа с левой стороны размещается часовня Темпетто. В ней хранится Вольто-Санто — распятие из кедрового дерева с истинным (по верованиям средневековых паломников) изображением Христа, которое было выполнено свидетелем распятия, Св. Никодимом. Согласно легенде, реликвия сама нашла путь в Лук-ку—сперва на корабле, затем на спинах волов. В ризнице находится надгробье Иларии дель Карет-то, второй жены Паоло Гуиниджи, одного из главных средневековых правителей Лукки. Мраморный саркофаг выполнен Якопо делла Кверча. Сама Илария не успела прославиться ничем особенным. У ног благородной дамы дремлет собака, символ верности.
ДУБЫ НА БАШНЕ
Есть в Лукке место, которое никогда не забудешь, — самое удивительное во всем городе. Это Палаццо-деи-Гуиниджи, средневековое здание, построенное Гуиниджи, знатным родом Лукки. Дворец отличается своей башней, Торре-деи-Гуиниджи, с которой открывается прекрасный вид на город. На вершине башни расположен небольшой сад, где растут, в том числе, и горные дубы. Находиться здесь — одно удовольствие: деревья создают приятную тень. Дубы посажены еще в четырнадцатом веке во время правления Паоло Гуиниджи. Благодаря хитроумной политике Гуиниджи Лукка достигла расцвета и стала крупнейшим торговым центром Европы и одной из первых установила контакты со странами Востока.
Сиена
Сиену, эту средневековую жемчужину, согласно легенде, основали сыновья Рема — Се-ний и Аский. Поэтому в городе мы видим статуи волчицы, которая выкормила Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Первоначально Сиена была этрусской крепостью, из которой в начале I века выросла римская колония Сена-Юлия. В Средние века Сиена была одним из главных итальянских городов. Здесь находилось множество ткацких мастерских и банков. Однако пора расцвета внезапно закончилась. После эпидемии чумы в 1348 г. Сиена так и не поднялась. Сердце города — Пьяцца-дель-Кампо, прекрасная площадь в форме раковины. В 1327— 1349 гг. площадь была вымощена кирпичом и мрамором и поделена на девять секторов — сегодня их можно увидеть с башни колокольни, стоящей здесь же, на Пьяцца-дель-Кампо. Подобное деление было связано с правящим Сиеной Советом Девяти. В самой высокой точке площади установлен фонтан Фонте Гайя, копия XIX века творения Якопо делла Кверча (ок. 1374—1438). Оригинал, относящийся к эпохе Возрождения, хранится в музее. Самые главные достопримечательности площади — это прекрасные здания кафедрального собора Санта-Мария-Ассун-та и дворец Палаццо Публико, рядом с которым возвышается почти стометровая колокольня Торре-дель-Манджиа — на ее верхушку ведут 503 ступени. У подножия колокольни находится готическая Апелла-ди-Пицца, характерная арка, построенная по указанию городского совета в память об эпидемии чумы. Верхний уровень дворца был достроен в 1463—1468 гг. Палаццо Публико до сих пор выполняет функцию ратуши, хотя его главный зал с фресками, изображающими жизнь средневекового города, отдан под музей.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ СОКРОВИЩА
Самые интересные экспонаты музея — это фреска XIV века «Трое святых и даритель» Амброджо Ло-ренцетти, прекрасный мраморный портал XV века Бернардо Рос-селини и разноцветные фрески на потолке зала Дель Консисто-рио, представляющие сцены из греческой и римской мифологии. В вестибюле находится скульптура из позолоченной бронзы «Волчица, охраняющая Ромула и Рема» неизвестного автора (1429 г.), а в Апелла-дель-Козилио нашему взору предстают великолепные фрески, изображающие житие Девы Марии, а также резные деревянные места для хора с чу-
Самые интересные экспонаты музея — это фреска XIV века «Трое святых и даритель» Амброджо Ло-ренцетти, прекрасный мраморный портал XV века Бернардо Рос-селини и разноцветные фрески на потолке зала Дель Консисто-рио, представляющие сцены из греческой и римской мифологии. В вестибюле находится скульптура из позолоченной бронзы «Волчица, охраняющая Ромула и Рема» неизвестного автора (1429 г.), а в Апелла-дель-Козилио нашему взору предстают великолепные фрески, изображающие житие Девы Марии, а также резные деревянные места для хора с чугунной решеткой, выкованной, скорее всего, по проекту Якопо делла Кверча в XV веке. Главный зал музея — зал Дель Маппамон-до, или зал Великого совета, в который помещены две интересные картины Симона Мартини, одного из известнейших сиенских художников. Одна из них —«Величание Мадонны» (1315 г.), где младенец Иисус держит пергамент с девизом Сиены, а на подножии трона Мадонны выписаны две строфы из Данте, напоминающие, что Мария не охраняет тех, кто предает ее или угнетает нищих. Другая картина — великолепный конный портрет кондотьера Гвидориччо да Фолья-но, отправляющегося на подмогу осажденному городу.
Приятная неожиданность ждет нас в последнем зале, называемом залом Дель Паче. Здесь находится одно из самых больших европейских светских собраний фресок «Аллегории доброго правления» и «Плоды злого правления» Амброджо Лоренцетти. Две фрески изображают влияние качества управления на город—Сиену. Перед нами сцены танцев, возделывания земли, строительства, а также различные добродетели: мир, вера, любовь, надежда, гармония, справедливость и мудрость. Негативные образы—это страх и злодеяния. Результат их правления— разоренные поля, сор и грязные дома. Путешествие по музею мы закончим в зале Деи Пиластри. Здесь нас ждет полное экспрессии полотно «Избиение младенцев» Маттео ди Джованни, на котором изображено исполняемое по повелению Ирода убийство малолетних детей, а также картина XV века Бартоломео «Святой Бернард учит на Кампо». Она изображает слушателей Св. Бернарда из Сиены, разделенных полотняной занавесью, по одну сторону которой находятся женщины, а по другую — мужчины.
Солнечные городки
До недавнего времени тосканские вина были известны лишь знатокам, но сегодня ситуация изменилась. Признанием пользуется не только знаменитое кьянти, но и другие вина этого региона. К северу от Сиены простирается живописный край Кьянти с холмами, поросшими кипарисами, маками и пшеницей. Здесь встречаются каменные усадьбы, старинные виллы, виноградники и оливковые рощи. В 26 км от Сиены расположен Кастеллина-ин-Кьянти, где можно ознакомиться с наукой виноградарства. Местное вино и оливки продаются в Баттега-дель-Вино-Галло-Неро («СаНо Ыего», или «Черный петух», — одно из главных сообществ производителей кьянти). Обязательно посетите расположенные неподалеку отсюда лесные холмы Кьянти с прекрасным аббатством XI века, где размещаются ресторан и винные погреба. Немного к югу от аббатства расположен Гайоле-ин-Кьянти с красивым старинным центром и современными окраинами. Еще дальше, рядом с местностью Сан-Реголо, стоит Кастелло-ди-Бро-лио — большой замок, с XII века принадлежащий семейству Рика-соли. С его стен открывается замечательный вид на долину реки Арбиа и холмы Кьянти.
Прекрасные вина, чарующие пейзажи и памятники старины мы найдем и за пределами Кьянти. В Монтальчино нас ждут множество романо-готических церквей и каменный замок XIV века. Монтепульчано, висящее на краю пропасти, притягивает изящным искусством и архитектурой, видами на Тоскану и близлежащую Умбрию. В городе стоит осмот(из 72 сохранилось 15). Они были построены в XII веке, и, хотя прежде всего обеспечивали безопасность во время набегов, но свидетельствовали также о могуществе и богатстве дворянства (они измерялись высотой башни). В Сан-Джиминьяно можно также увидеть собор, покрытый изнутри фресками и посетить Муниципальный музей в Палаццо-дель-Пополо с единственной башней, открытой для посетителей.
Ареццо
Ареццо расположен в 60 км к юго-востоку от Флоренции. Это богатый город—самый крупный в Европе и один из крупнейших в мире центров производства золотых и серебряных изделий. Он был основан этрусками, а с 311 г. до н.э. являлся римской колонией. В старину Ареццо был знаменит своими гончарными изделиями, рельефной керамикой, называемой «аретинской». Несмотря на бомбардировки Второй мировой, в Ареццо сохранились памятники старины, хотя окраины отстроены уже в современном стиле. На одной из площадей—Пьяцца Сан-Франческо — нас ждет церковь Сан-Франческо (ее строительство было начато в 1318 г.). Стены пресвитерия покрыты прекрасными фресками Пьеро делла Франческо, изображающими обретение Святого креста и относящимися к XV веку. В свою очередь, расположенная на склоне главная площадь города Пьяцца Гранде очарует нас дворцом Па-лаццо-делле-Лодже (1573 г.), который находится на самой высокой точке. Обратим мы внимание и на украшенные крытые галереи, спроектированные родившимся в Ареццо художником и историком искусства Джорджо Вазари (1511-1574).
На площади стоит также прекрасный готический дворец с прекрасным порталом и скульптурами в нишах работы Бернар-до Росселино (1434 г.). Рядом — романская церковь XII века Пье-ве-ди-Санта-Мария. Характерные для нее маленькие колонны и аркады редко встречаются на востоке Тосканы. Расположенные вокруг входа четыре небольших барельефа представляют разные месяцы. Над главным алтарем мы видим картину Пьетро Лоренцетти «Мадонна со святыми» (1320 г.). Слева на картине изображен Св. Донат, мученик V века, покровитель города. Его мощи хранятся в золотом ковчеге. У входа в церковь помещена скульптура «Епифания» XI или XII века.
ДОМА БЫЛЫХ МАСТЕРОВ
Рядом с площадью раскинулся парк Пасседжио-дель-Пра-то. С одной стороны парка — собор с прекрасными витражами XVI века. Также в соборе можно увидеть фреску Пьеро делла Франческо «Мария Магдалина». Есть тут и надгробие 1330 г. Гви-до Тарлати, жившего в XIV веке епископа Ареццо. По другую сторону парка можно осмотреть руины крепости Фортецца Меди-чеа, построенной родом Медичи в XVI веке. В Ареццо есть еще два дома, которые стоит осмотреть. Один из них — Каса-деи-Петрар-ка, где, по преданию, родился Франческо Петрарка. Другой — Каса-деи-Вазари—дом Джорджо Вазари с фресками его кисти.
Южная и центральная Тоскана
Болыиинство тосканских городков лежит на холмах и огорожено стенами. Дома стоят вплотную друг к другу, каменные улочки обрывисты и узки. Всюду полно закоулков, лестниц и крутых таинственных переходов.
В южной Тоскане нас ждет Пи-тильяно, городок, вознесшийся на скалах из туфа. Старый замок и средневековые дома здесь выглядят весьма необычно — словно нависают над пропастью. Ко-гда-то город был этрусской крепостью —до сих пор под арками огромного акведука в скале видны пещеры этрусских коридоров и гробниц. В Питильяно мы найдем также следы средневекового иудейского поселения. Недалеко от города расположена небольшая, но интересная местность Сована. Здесь стоит посетить приходскую церковь Санта-Ма-рия с красивой дарохранительницей, стены и портал которой украшены ломбардо-романски-ми барельефами.
ЭТРУССКИЕ СЛЕДЫ
Здесь же в Соване можно осмотреть большой этрусский некрополь с захоронениями IV—III веков до н. э. Самое известное из них—Могила Гильдебрандта, остальные можно увидеть по дороге к Сатурнии (на запад) или к Со-рано (на восток). Дорога к последнему бежит между скалами из мягкого туфа, в котором выдолблены ниши-усыпальницы.
Поблизости находятся и via cave. Это выбитые в скалах переходы, относящиеся к эпохе этрусков. Их считали святыми дорогами, которые соединяют кладбища с местами совершения религиозных обрядов, а также позволяют спрятаться от врага. 19 марта по Виа-Каве-ди-Джузеппе следует процессия до самого Питильяно, где празднуется уход зимы и торжество Св. Иосифа Обручника.
К западу от Питильяно и Со-ваны лежит Монтемерано, изумительный городок, в котором хранится картина XV века с любопытнейшим названием «Мадонна делла Гаттайола», то есть «Кошачья Мадонна». Мадонна нарисована на дверях шкафа, в которых проделано отверстие для кота (возможно, они использовались как входные двери). Сегодня они хранятся в церкви Сан-Джорджо.
Один из самых старинных и оригинальных соборов Тосканы находится в Кьюзи. Он относится к V веку и сохранился почти в целости. У храма красивейший, хотя и довольно простой, фасад, опирающийся на четыре колонны. Из стоящего рядом здания можно войти в лабиринт Порсенны — гробницу жившего на рубеже VI и V вв. до н. э. этрусского короля.
Горячий темперамент
Тоскана славится своими прекрасными городами и деревнями с узкими старинными улочками и средневековыми замками. Здесь нас ждут дружелюбные, благожелательные, хотя и слегка шумные, хозяева, вкусная еда, изобилие вина и отборные маслины.
Сумасшедшие скачки
Проходящие два раза в год в Сиене скачки, называемые Палио, представляют собой поистине драматическое зрелище. Здесь соревнуются друг с другом представители семнадцати областей (конт-рад), которые должны трижды объехать вокруг Пьяцца-дель-Кампо. Скачки проходят без седел. Захватывающие дух соревнования сопровождаются криками, битьем в бубны и размахиванием флагами. Палио проводятся с XIII века и не слишком безопасны, поэтому площадь выстилают матрасами и посыпают песком.
Время пировать
В Тоскане, как и во всей Италии, жизнь на улицах с наступлением темноты отнюдь не останавливается. Хотя в больших городах магазины и офисы работают иногда весь день, в маленьких городках и деревнях соблюдается время сиесты. Опустевшие улицы вновь пробуждаются к жизни около пяти вечера. Итальянцы любят поесть и радуются застолью. Если мы соберемся ужинать в ресторане, то лучше придти туда пораньше - хорошие места быстро заполняются даже в межсезонье.
Маленькие удовольствия
Еда для итальянцев так же важна, как и покупки. Крупные торговые центры не выдерживают конкуренции с маленькими магазинчиками, продавцы которых хорошо знают своих покупателей и заботятся о том, чтобы те купили все, что им необходимо. Уличные рынки предлагают разнообразные свежие продукты. С целью поддержания высокого качества местных продуктов питания в 1986 г. было образовано движение «Slow food», которое старается сохранить натуральные итальянские продукты.