Вечный город
Рим — столица объединенной Италии с 1870 года. Основан в 754/753 году до н. э. на семи холмах у реки Тибр, в 28 км от побережья Тирренского моря. Благодаря огромному числу выдающихся архитектурных памятников (прежде всего античной эпохи) является мировым туристическим центром. Площадь 1 285 км2 (с пригородами — 5 352 км2), население более 2 700 тысяч человек (с пригородами—свыше 4 млн жителей). Географические координаты 41°54' с.ш. 12°30' в. д. На территории Рима находится независимое теократическое государство Ватикан — центр католической церкви; статус Ватикана утвержден Латеранскими соглашениями 1929 года.
По существу, все, что можно было когда-либо сказать или написать о Риме, давно уже сказано и написано. Его называли и осколком рая, и великолепнейшим из всех городов, какие были и будут. И уже в античные времена он был наречен Вечным городом.
Некогда столица могущественной империи, Рим пришел в упадок в Средние века, но при папах эпохи Ренессанса возродился, как Феникс из пепла. О том, что Рим нисколько не утратил своего обаяния с древних времен, когда, согласно поговорке, сюда вели все дороги, лучше всего свидетельствуют толпы туристов, круглый год приезжающих в город насладиться зрелищем его архитектурных сокровищ: шедевров Античности, роскошных христианских храмов, барочных дворцов и фонтанов.
Однако Рим — это не только архитектура. Одно из самых больших удовольствий, которые ожидают тут путешественника, — возможность бесконечно открывать для себя Вечный город, день за днем и вечер за вечером наблюдая здешнюю жизнь и восхищаясь ее разнообразием.
Она бурлит на тысячах узких улочек и маленьких площадей, в тени вековых стен и у шумящих фонтанов. Рим — город, где нежно-красные и охряные дома и посеревший античный мрамор вызывают чувство соприкосновения с чистой красотой. Где от панорам, открывающихся с холма Яникул или от собора Св. Петра, захватывает дух, а вид с Капитолия на подсвеченные в сумерках развалины Римского форума погружает в задумчивость. За этими мимолетными, но незабываемыми переживаниями сюда стоит возвращаться вновь и вновь. Потому что пресытиться Римом невозможно...
Колизей и Большой цирк
Колоссальный размах
Строительство самого большого античного амфитеатра началось по распоряжению императора Веспа-сиана в 72 году н. э. Название, в переводе на русский означающее «колоссальный», постройка получила, однако, не из-за своих размеров, а из-за гигантской статуи Нерона, установленной при входе; памятник из золоченой бронзы изображал тирана в виде бога солнца. Колизей был не единственным в империи большим амфитеатром -крупные арены находились в Тис-дре (ныне Эль-Джем, Тунис) и Аре-лате (современный Арль, Франция); в амфитеатре Арля по сей день проводятся бои быков. Римский Колизей, вмещавший 80 тысяч зрителей, имел высоту 48,5 м; его стены в плане образовывали эллипс с длиной дуги 524 м. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок.
Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду — травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка.
Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества - государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа - подиум с просторной террасой - находилась у самой арены.Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер. Широкие коридоры, ведущие к трибунам, позволяли огромным толпам зрителей спокойно войти внутрь и в течение 20 минут расположиться на своих местах.
В середине XIV века землетрясение разрушило западную стену Колизея. После этого амфитеатр на несколько столетий стал «месторождением» камня для возведения многих римских построек, в том числе ряда мостов, Венецианского дворца, собора Св. Петра. Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест и освятивший его как место мученической смерти многих христиан. Здесь во 11-111 веках погибли тысячи последователей Иисуса: христиан выводили на арену (как правило, без оружия) и натравливали на них хищных зверей. Лишь изданный в 313 году Миланский эдикт императора Константина Великого отменил преследования христиан, а вместе с ним - и эти варварские публичные казни.
В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. истребление животных на потеху публике приобрело поистине гигантские размеры. Тогда гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.
ИГРЫ СО СМЕРТЬЮ
Сценарий представлений веками оставался неизменен: сначала выступали дрессированные звери, потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч — гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии—перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Миге!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «1п§и1а!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Мше!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков «Ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти. Некоторые историки полагают, что здесь проводились также имитации морских сражений, для чего арену заливали водой. Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э., а поединки с дикими зверями — спустя еще сто с лишним лет. Однако и много позже, когда Колизей давно уже не был ареной кровавых боев, грандиозное здание по-прежнему восхищало как жителей города, так и чужестранцев. В одном из средневековых паломнических гимнов поется: «Сколько будет стоять Колизей, столько простоит и Рим. Если Колизей падет — Рим падет вместе с ним. Если погибнет Рим, исчезнет и весь мир».
СОСТЯЗАНИЯ КОЛЕСНИЦ
Другой гигантской ареной древнего города был расположенный между холмами Палатин и Авен-тин Большой цирк, или цирк Мак-сенция. Это один из старейших и крупнеиших римских стадионов; здесь обычно проводили состязания колесниц и соревнования атлетов, а иногда устраивали охоту. С IV века и. э. Большой цирк постоянно расширялся. Самая старая часть постройки — остатки фундамента деревянного здания конюшен (329 год до н. э.). Последние состязания колесниц прошли на этой огромной арене в 549 году. В это время Большой цирк имел 544 м в длину и около 130 м в ширину, вмещая почти 300 тысяч зрителей.
Пантеон - Храм семи богов и всех святых
Переступив порог Пантеона, чувствуешь, что перенесся во времени на две тысячи лет назад. Здесь легко представить себе языческие богослужения, сопровождающиеся жертвоприношениями. Таинственности храму добавляет отсутствие окон. Естественный свет проникает внутрь только через «окулус»—9-метровое отверстие в куполе — эдакое всевидящее око небес.
Первое здание Пантеона, возведенное в 27—25 годах до н. э., при императоре Августе, в конце I века н. э. было уничтожено пожаром. Купольная ротонда с прямоугольным портиком и фронтоном, поддерживаемым 14-метровыми коринфскими колоннами, появилась на месте разрушенного храма в 118—125 годах, в правление императора Адриана. Эта постройка — одно из самых замечательных римских зданий. Высота ротонды равна ее диаметру— 43,3 м. Много позже конструкцию купола Пантеона изучал сам Микеланджело, работавший над зданием собора Св. Петра.
В храме проводились службы во имя семи наиболее почитаемых римских богов: Юпитера, Венеры, Нептуна, Марса, Меркурия, Плутона и Сатурна. В Античности под отверстием в куполе был установлен церемониальный алтарь, на котором сжигали жертвенных животных.
В 609 году византийский император Фока подарил Пантеон папе Бонифацию IV, который освятил его как церковь Божьей Матери и всех мучеников. Позже, в XIV—XVI веках, здание использовалось в качестве оборонительного сооружения. Лишь в эпоху Ренессанса Пантеону был возвращен былой блеск. Реставрацией храма руководил Рафаэль; в 1520 году он, согласно своему распоряжению, был здесь похоронен.
В первой половине XVII века, при папе Урбане VIII (в миру — Маффео Барберини), портик Пантеона был разобран; часть бронзы, извлеченной из балочных перекрытий, использовали для сооружения балдахина над алтарем храма Св. Петра, другая — большая — пошла на отливку пушек для замка Св. Ангела. Горожанам разорение Пантеона пришлось не по душе — они отреагировали на распоряжение папы ехидной репликой «Что не сделали варвары, сделали Барберини».
С момента объединения Италии Пантеон был местом погребения королей. Здесь находятся могилы Виктора Эммануила II и Умберто I, а также королевы Маргариты.
Термы Каракаллы. Недорогой отдых на любой вкус
Свободное время древние римляне любили проводить в термах — банях. Небогатые горожане, не имевшие собственных бань, могли пользоваться общественными. Плата за вход была невысокой или даже отсутствовала вовсе. В последние века империи в столице действовало около тысячи маленьких и больших бань. Наибольшее количество посетителей приходилось на жаркие летние дни.
Самые знаменитые из римских бань — термы императора Каракаллы, построенные в 212—217 годах. Главное здание терм имело свыше 200 м в длину и более 100 м в ширину. Бани в этом украшенном многочисленными статуями здании с мраморными и мозаичными полами работали до VI века. Системы подачи и подогрева воды соответствовали последнему слову тогдашней техники.
Здесь размещались души, ванны и бассейны; находились резервуары с холодной, горячей и теплой водой. Желающие могли принять солнечные и паровые ванны; к услугам посетителей были разнообразные мас-сажи и ароматерапия. Отдельные помещения предназначались для отдыха, другие — для физических упражнений. В термах Каракаллы находились также залы, где можно было провести время после купания и физических упражнений, слушая чтение поэтов и выступления ораторов. Отдыхавших здесь римлян обслуживали сотни рабов.
Схема устройства помещений
Все римские термы были устроены по одному принципу. В каждой бане имелось три основных помещения: большой светлый зал, в котором находились бассейны с холодной водой, зал поменьше с водой подогретой и третий зал, предназначенный для принятия горячих ванн. Бассейн - предназначался как для плавания, так и для принятия ванн. Вода в купальни подавалась напрямую из горных источников по акведукам, протяженность которых иногда превышала 10 км. Водопроводные трубы прокладывались в зависимости от рельефа местности - или над землей по аркадам, или же в тоннелях.
Римский форум и рынок Траяна
Политический и торговый центр империи
Римский форум
в последние века империи
Когда-то движение здесь было столь же оживленным, как в центре современного мегаполиса. Теперь тут—лишь руины величественных зданий.
Во времена Античности здесь кипела жизнь: постоянная суета, круговерть, крики торговцев, расхваливающих свой товар, речи юристов, готовящихся к процессам, споры банкиров и клиентов. В храмах шли богослужения, под триумфальными арками проезжали полководцы-победители. Сегодня по Римскому форуму бродят лишь группы туристов.
Ораторская трибуна
На Римском форуме была установлена ростра - ораторская трибуна, с которой обращались к народу императоры и сенаторы. Ее название, происходящее от слова «гойгит» (в переводе на русский - нос), связано с украшавшими трибуну носами неприятельских кораблей, добытыми во время битвы при Анциуме в 338 году до н. э. В 43 году до н. э. здесь были выставлены на всеобщее обозрение голова и руки Цицерона, убитого по указанию триумвира Антония за провозглашение филип-пик - речей, резко критиковавших его правление.
ПАМЯТЬ О ПОБЕДАХ
Победы в войнах римляне отмечали возведением монументальных триумфальных арок (обычай, заимствованный у этрусков). Большинство арок строилось из камня; в ознаменование менее значительных событий возводились временные сооружения. Барельефы на арках изображают сцены сражений. Лучше других сохранилась арка Константина, появившаяся в 315 году после победы над Максенцием, оспаривавшим власть Константина Великого в империи.
СВЯТОЙ огонь
Римляне поклонялись множеству богов, но особого почитания удостаивались лишь немногие. К числу «избранных» относилась Веста—богиня домашнего очага, которую римляне воспринимали как покровительницу всего народа. Храм Весты появился на Римском форуме, судя по всему, еще в IV веке до н. э. Символом богини был огонь; жрицы Весты — весталки—должны были постоянно поддерживать его в храме. Весталку, не справлявшуюся с этой обязанностью, наказывали кнутом и изгоняли из храма, а иногда и заживо погребали. Согласно обычаям, вновь зажечь огонь можно было только от солнечных лучей, отраженных особым зеркалом. Входить внутрь храма, кроме весталок, имел право лишь верховный жрец империи. Здесь он приносил жертвы пенатам — духам, которые, как и Веста, считались хранителями домашнего очага.
Праздник богини отмечали 9 июня. В этот день перед храмом собирались женщины, приносившие в дар Весте миски и кувшины с едой. Римляне верили, что пока эта богиня покровительствует им, стране ничто не грозит.
Недалеко от храма стоял дом весталок; в нем жили шесть жриц, обязанных хранить девственность. Жрицам, отличившимся особыми заслугами, ставили памятники. Эти каменные изваяния и сегодня сохранились на месте, где некогда был внутренний двор дома весталок.
БОГ РАБОВ
Одним из самых внушительных сооружений Форума являлся храм Сатурна. Сохранившиеся детали перекрытий, восемь колонн и нижняя часть здания позволяют составить представление о том, насколько грандиозной была эта постройка. Храм, возведенный в V веке до н. э., неоднократно перестраивался; дошедшие до нас фрагменты относятся к III веку н. э. Сатурн особенно почитался простолюдинами и рабами — возможно, потому, что в мифическое время его господства не существовало частной собственности и все люди жили в достатке.
Празднества в честь Сатурна— сатурналии — проходили между
17 и 23 декабря. В эти дни аристократы и зажиточные римляне вместо дорогих тог облачались в одежды из простой грубой ткани, как бы вспоминая об утраченном равенстве людей. Во время сатурналий прекращались военные действия и закрывались суды, чтобы никто не мог быть приговорен к смерти. Люди дарили друг другу множество подарков, в том числе обрядовые сувениры — восковые свечи и глиняных кукол. По мнению некоторых историков, обычай класть подарки под елку на Рождество восходит именно к римским сатурналиям.
«ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС» ТРАЯНА
Торговые центры — не изобретение современности. Еще в античные времена, в начале II века, император Траян приказал построить на Римском форуме комплекс, включавший почти 150 лавок. В здании располагался также ряд государственных учреждений — в том числе ведавшее раздачей зерна (желая снискать поддержку горожан, императоры нередко позволяли себе щедрые подарки).
Здесь торговали всем. Прилавки ломились от фруктов, мяса, хлеба, рыбы, вина, олив, а также товаров из отдаленных провинций империи — шелков и экзотических приправ. Тут же располагались портняжные и сапожные мастерские. Состоятельные римляне совершали покупки в самых дорогих лавках, которые украшались мозаиками с изображениями предлагаемых товаров. Голод и жажду утоляли здесь же— на рынке работало множество харчевен.
Собор Св. Петра - главный храм католического мира
Могила апостола Петра, распятого в 64 или 67 году н. э., всегда особо почиталась последователями Христа. В начале IV века Константин Великий, первый римский император-христианин, повелел возвести над могилой храм. Надзор за ходом работ был поручен папе Сильвестру I. Строительство, продолжавшееся несколько десятилетий, завершилось в 349 году. Храм получил название Константиновой базилики — в честь инициатора постройки. Вскоре могила Петра стала местом массового паломничества христиан.
После того как в 846 году храм был разграблен арабскими пиратами, папа Лев IV решил окружить базилику и соседние здания оборонительной стеной.Так возник прообраз папского города-государства — современного Ватикана. За тысячу с лишним лет своего существования Константинова базилика почти полностью обветшала. Реставрация храма была признана неоправданно затратным проектом, и папа Юлий II в начале XVI века отдал распоряжение о постройке на ее месте новой церкви по проектуДонато Браманте. Впрочем, уничтожение прежней базилики не нашло понимания у многих жителей Рима, которые дали великому архитектору прозвище Мастер-разрушитель.
Строительство нового собора заняло более сотни лет. Все это время проект дополнялся и уточнялся. В разное время постройкой руководили, в частности, такие великие мастера, как Рафаэль и Микеланджело. Последний,
опираясь на идеи своих предшественников, разработал новые планы отдельных деталей собора. Он успел возвести основание купола, прежде чем в 1564 году смерть прервала его работу. В начале XVII века строительство возглавлял Карло Мадерно. С одобрения папы Павла V архитектор радикально изменил конструкцию храма. В соответствии с проектом Мадерно базилика образует в плане латинский крест вместо изначально предполагавшегося греческого, за счет чего храм вмещает большее число людей. Главный алтарь в центре — под куполом, спроектированным Микеланджело, — установлен над могилой апостола. Сзади
под балдахином находится трон из дерева и слоновой кости. Некоторые историки уверены, что именно на этом троне восседал св. Петр в бытность папой Римским. Интерьер собора выдержан в стиле барокко; автор большинства деталей —Лоренцо Бер-нини. Он же спроектировал просторную площадь перед храмом и украсил вход в папскую резиденцию величественной колоннадой. За 11 лет Бернини создал 284 колонны и 140 статуй святых. Он работал в середине XVII века, уже после освящения нового собора, которое состоялось в 1626 году. С тех пор этот архитектурный шедевр увидели миллионы паломников со всего мира.
Музеи Ватикана - сокровища мирового искусства из коллекций Святого Престола
Ватикан стал резиденцией пап после возвращения Святого Престола из Авиньона в Рим в конце XIV века. Вокруг возведенного на месте Константиновой базилики собора Св. Петра появились дворцы, построенные и украшенные величайшими архитекторами и художниками. Католическая церковь, принадлежащая к числу крупнейших в мире покровителей искусств, собрала огромную коллекцию живописных полотен, скульптур, старопечатных книг. С XVIII века работы Микеланджело, Караваджо, Рафаэля и других выдающихся живописцев и скульпторов выставляются в музеях на всеобщее обозрение.
Микеланджело.
Микеланджело ди Лодови-ко Буонарро-ти Симони родился 6 марта 1475 года в деревне Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело) близ города Арец-цо, Тоскана. Учился во Флоренции: занимался живописью в мастерской Доменико Гирландайо, затем -скульптурой в школе Лоренцо Медичи. Уже в молодости получил признание как скульптор; позднее приобрел широкую известность также как живописец и архитектор. Работал по заказам пап и монархов. Сложный характер и резкое обращение опалкивали от художника окружающих, однако Микеланджело и не нуждался в друзьях. Одной из немногих его близких знакомых была поэтесса Виттория Колонна (1490-1547), с которой художника, возможно, связывала платоническая любовь. Микеланджело творил до последних дней жизни. Умер он в Риме 18 февраля 1564 года.
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА
Сикстинская капелла — одно из богатейших музейных собраний Ватикана. Здание ее — величайший архитектурный шедевр эпохи Возрождения-—было построено для проведения главных церковных торжеств. Именно здесь работает конклав кардиналов, избирающий нового понтифика. Капелла названа именем папы Сикста IV, по инициативе которого во второй половине XV века и было предпринято ее строительство. Работа над фресками началась во время понтификата Юлия II. В 1505 году папа заказал роспись Микеланджело. Тот поначалу отказывался, объясняя свое нежелание тем, что он не живописец, а скульптор, и предлагая поручить эту работу Рафаэлю. Однако понтифик настоял, чтобы именно Микеланджело занялся росписью капеллы.
Работы начались в 1508 году. Следующие четыре года художник провел лежа на спине на строительных лесах — он расписывал свод. Фрески свода изображают эпизоды священной истории, зафиксированные в книге Бытия, — от сотворения мира до потопа. Микеланджело работал один, отказавшись от помощников, которые, как он считал, не выполняют его требований. Работа затягивалась, что вызывало недовольство папы. Наконец труд был завершен; его результатом стало одно из прекраснейших произведений мирового искусства.
Микеланджело вернулся в капеллу спустя двадцать лет, чтобы по заказу папы Павла III выполнить фреску, изображающую Страшный суд. Когда через пять лет художник продемонстрировал готовую работу, понтифик в восхищении пал на колени. Однако еще через два десятка лет папа Павел IV решил уничтожить росписи, полагая, что изображение наготы на них недопустимо. Лишь после долгих уговоров он согласился «одеть» персонажей фресок. Набедренные драпировки были написаны учеником Микеланджело Даниэле да Вольтеррой, который за это получил прозвище Рисовальщик штанов. В 1980-е годы часть драпировок была снята.
Церкви Рима. От поздней Античности до эпохи барокко
Осматривая храмы Рима, мы не только знакомимся с историей города, но и узнаем судьбы великих художников и их произведений. Это путешествие во времени дает нам возможность еще раз убедиться, сколь глубока человеческая потребность творить красоту.
Церковь Св. Игнатия Лойолы
В юности Игнатий Лойола (1491-1556) был придворным, в молодости - военным. Перелом в его жизни произошел после тяжелой болезни, во время которой бравый офицер превратился в ревностного католика. В 1522 году Лойола постригся в монахи, а в 1534-м основал орден иезуитов, на протяжении столетий пользовавшийся огромным духовным влиянием в католическом мире. В 1622 году Игнатий Лойола был канонизирован. Посвященный ему храм (построен в 1626 году) - жемчужина барочной архитектуры.
Базилика Св. Петра в цепях
Базиликой Св. Петра в цепях (Сан-Пьетро-ин-Винколи) Рим обязан императрице Евдокии, супруге правившего в середине V века Валентиниана III. Она подарила папе Льву I цепи, в которые был закован св. Петр в Мамертинской тюрьме. Эту реликвию понтифик решил поместить в специально построенной церкви. В стенах базилики находится незавершенный надгробный памятник Юлию II, который папа заказал Микеланджело в 1505 году, вскоре после того, как занял Святой Престол. Проект предполагал возведение величественного мавзолея, украшенного 40 статуями выше человеческого роста. Однако позже Юлий II передумал и прекратил финансирование работ. Он умер в 1513 году и был похоронен в ватиканском соборе Св. Петра, а пустующий мавзолей, завершенный Микеланджело лишь в 1545-м, вышел гораздо более скромным по сравнению с первоначальным проектом; впрочем, знаменитый «Моисей» установлен именно здесь.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо расположена на площади Народа (Пьяцца-дель-Пополо), от которой и получила свое название. Здание, возведенное в 1099 году, неоднократно перестраивалось. Ансамбль церкви включает две часовни. Часовня Киджи, названная по имени ее заказчика - банкира Агостино Киджи, -спроектирована Рафаэлем. Художник разработал также эскиз установленного в здании саркофага, где покоится тело банкира. В часовне Черази вывешены два полотна Караваджо - «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».
Базилика Санта-Мария-Маджоре
На месте базилики Санта-Мария-Маджоре (Св. Марии Великой) в древности стоял храм Юноны. Предание гласит, что августовской ночью 352 года Божья Матерь явилась во сне одновременно папе Либерию и богатому патрицию Иоанну. Она повелела им построить церковь на том месте, где утром выпадет снег. В соответствии с волей Девы Марии и была возведена базилика, известная также как Либериева - по имени построившего ее папы. Это единственный раннехристианский храм Рима, сохранивший основные детали своего первоначального облика. В начале XVI века внутренняя сторона купола была выложена золотом, привезенным из империи инков (автор проекта - Джулиано Сангалло), Выполненные в V веке мозаичные панно на стенах изображают 36 сцен из Ветхого завета. А главная здешняя реликвия - обломки ясель, в которых лежал новорожденный Иисус.
Площади, замки, фонтаны.
Императорский мавзолей и лестница в стиле барокко
Одно из красивейших сооружений Рима—фонтан Треви. Назван он по имени легендарной девушки, показавшей источник, на котором теперь стоит фонтан, римским легионерам. В античную эпоху от этого источника был проложен акведук. Строительство фонтана по проекту архитектора Николы Сальви завершилось в 1762 году. В центре композиции — Нептун на колеснице, в которую впряжены два коня: один из них символизирует штиль, другой — шторм. Вода каскадами льется в большой бассейн.
КАМПО-ДЕИ-ФЬОРИ
На русский это название традиционно переводится как площадь Цветов, хотя вернее было бы говорить «Цветущее поле». Сегодня тут продают овощи, а когда-то на Кампо-деи-Фьори совершались публичные казни. Так, 17 февраля 1600 года здесь был сожжен Джордано Бруно, выдающийся философ итальянского Возрождения. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а Солнечная система — лишь одна из многих существующих. Бруно пытались разубедить, но безрезультатно: на все заявления оппонентов он находил веские возражения. В итоге за свои взгляды философ поплатился жизнью: церковь признала его еретиком.
ЗАМОК СВ. АНГЕЛА
Замок Св. Ангела построен в 139 году н. э. как усыпальница императора Адриана. Здесь же был похоронен ряд других императоров, в том числе Марк Аврелий, Септимий Север и Кара-калла, —а также члены их семей. В 271 году мавзолей включили в систему оборонительных стен города. В 410 году, во время нашествия готов, мраморные скульптуры, венчавшие сооружение, были уничтожены: защитники Рима использовали обломки для отражения неприятельских атак. В конце VI века, когда эпидемия чумы выкашивала город, папа Григорий I Великий увидел над мавзолеем фигуру св. Михаила Архангела с мечом в руке и дал зданию его нынешнее имя. В 1753 году на вершине постройки была установлена бронзовая фигура архангела. Ныне здесь располагается музей.
ИСПАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Испанская площадь (Пьяцца-ди-Спанья) знаменита прежде всего великолепной лестницей, построенной по проекту Алессан-дро Спекки и Франческо де Санк-тиса. Спекки также украсил фасад стоящего неподалеку посольства Испании (от которого площадь и получила свое название). Пьяц-ца-ди-Спанья — самая яркая барочная площадь Рима; здесь лицом к лицу встречаются разные эпохи и стили. В центре—фонтан XVII века в форме лодки. Ступени лестницы, появившейся столетием позже, ведут к церкви Троицы на горе (Тринита-деи-Монти, XVI век). Так что не случайно, что именно эта живописная площадь стала излюбленным местом свиданий горожан.
Римский стиль жизни
«Когда ты в Риме, поступай как римлянин», — гласит старая английская пословица. Посмотрим, как же, в самом деле, поступают римляне.
Утро с кофе и рогаликом
Традиционный римский завтрак состоит из кофе-капуччино и сдобного рогалика. Этот нехитрый набор можно заказать в любом баре или кафе всего за несколько евро. Жители Рима поглощают его едва ли не на бегу, прямо у стойки, одной рукой держа чашку, а другой расплачиваясь с барменом. Меню, положим, более чем скромное, но до полудня червячка заморите - а уж тогда...
...тогда самое время пообедать по-римски, заказав знаменитую итальянскую пиццу или спагетти карбонара (макароны плюс мелко нарезанный бекон, яйца и сыр). Мест, где можно плотно и вкусно поесть, в Риме предостаточно; особенно много их в окрестностях Кампо-деи-Фьори. Однако если вы хотите узнать, что такое настоящая римская кухня, стоит поискать тратторию где-нибудь подальше от излюбленных туристами улиц - скажем, в переулках за Тибром или в Тестаччо. Траттории - как правило, семейные заведения; в отличие от ресторанов, предлагающих дорогие изысканные яства, здесь кушанья - как, кстати, и полагается блюдам итальянской кухни - попроще, а цены пониже. К обеду в траттории не лишним будет заказать домашнее вино; стоит оно обычно немногим дороже воды, а на вкус весьма и весьма недурное.
Время сиесты
В самые жаркие - послеобеденные - часы лучше всего предаться сиесте в каком-нибудь из римских парков или предпринять осмотр одного из множества городских музеев. Если устанете, к жизни вас вернет очередная чашка кофе - на сей раз крепкий эспрессо, а лучше корретто (с добавлением алкоголя). А когда жара спадет, просто необходимо выйти на прогулку по пешеходным улочкам в районе Испанской площади - именно здесь расположены самые изысканные (и дорогие!) бутики и многочисленные лавки с мороженым тысячи и одного сорта.
Вечный город никогда не спит
Вечерами в Риме приятнее всего бродить по старинным улицам - хорошо пройти, например, от Испанской площади к фонтану Треви, а оттуда - на площадь Навона. В каждом из этих мест стоит ненадолго присесть на еще не остывший после полуденного зноя камень, прислушаться к шуму фонтанов и разговорам людей. Если надоест - сразу отправляйтесь в лю&